Периоды развития грудных детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Период грудного возраста

Период грудного возраста

Сколько длится период грудного возраста?

С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира.

Особенности роста и развития грудного ребенка

Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка.

Наблюдается три «пика» двигательной активности:

пик – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми.

пик – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством.

пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы.

Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности.

Развитие ребенка в первый год жизни

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием и очень важен для становления его физического и психического здоровья. Данный возрастной период имеет характерные анатомо-физиологические особенности, учитывая которые следует проводить лечебно-профилактические мероприятия. Неблагополучная экология, заболевания матери во время беременности, патология в родах, не всегда рациональное питание. Вот неполный перечень тех причин, которые могут спровоцировать различные заболевания у малыша.

Заболевания детей первого года жизни

Максимально щадящий подход к лечению заболеваний в раннем возрасте является одним из основных критериев лечения и профилактики. Поэтому к фармпрепаратам, которые используются для лечения новорожденных и грудных детей, предъявляются самые высокие требования по безопасности (отсутствие токсического воздействия, аллергических реакций и других побочных эффектов на детский организм). Также важны удобная форма выпуска, приятные органолептические свойства.

Среди наиболее распространенных состояний и заболеваний, с которыми сталкиваются педиатры у детей в период грудного возраста, особенно в амбулаторных условиях, выделяют: ОРВИ, острые желудочно-кишечные заболевания, состояния возбуждения и беспокойства различной этиологии, нарушения сна, функциональную диспепсию, тяжелое прорезывание зубов, кишечные колики, метеоризм, опрелости, диатез, дисбиоз, гипербилирубинемию новорожденных, поствакцинальные реакции. Все чаще встречается низкая реактивность организма, формирование аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы.

Прорезывание зубов у грудных детей

Даже если ребенок растет здоровым, родителям приходится переживать трудности, связанные с прорезыванием зубов, периодическим срыгиванием, функциональной диспепсией, диатезом и т.д. При прорезывании зубов, сопровождающемся местным воспалением и болезненностью десен, используют местные анестетики. Однако при тяжелом прорезывании (с температурой, беспокойством, расстройством стула) требуются дополнительные препараты. Что касается диспепсии и срыгивания, то здесь наблюдается дефицит безопасных и эффективных средств.

Прививки у грудных детей

Добавьте к этому в период грудного возраста проблему прививок. Шутка ли, с первых дней жизни и до года получить 10 вакцинаций, особенно если учесть, что АКДС является самой аллергенной вакциной с высоким риском развития тяжелых осложнений и реакций. А ведь эта искусственная антигенная нагрузка наслаивается на «знакомство» с обыденными вездесущими микробами окружающего мира. Подготовить организм к этой нагрузке химиотерапией практически невозможно, так как сами химиотерапевтические препараты нагружают организм.

Запоры и поносы у детей

У младенцев часто наблюдается склонность к запорам или поносу. Если при запоре есть возможность использовать мягкие растительные препараты, то при поносах или расстройстве стула используется более жесткая терапия химическими препаратами.

От 3 до 5 месяцев чаще всего дебютирует аллергический диатез, реализуясь в худшем случае в экзему. Применение антигистаминных и гормональных средств (наружно и внутрь) при диатезе только загоняет проблему вглубь, а потом трансформируется или проявляется экземой.

Естественная эпидемиологическая ситуация, то есть несколько неосложненных ОРВИ в сочетании с неумением дышать ртом и нежелательным применением сосудосуживающих препаратов, тоже доставляет немало хлопот. Нерациональное применение жаропонижающих средств при ОРВИ чревато ослаблением иммунного ответа и развитием осложнений. Если же ОРВИ осложняется отитом, пневмонией, менингитом и т.д., то неизбежна антибиотикотерапия, которая быстро приводит к диарее за счет лактазной недостаточности и кишечного дисбиоза.

Как ухаживать за новорожденным в первый год жизни?

В период грудного возраста сон и бодрствование у младенца не зависят от времени суток, режимы, соответствующие дню и ночи, начинают проявляться у ребенка к 2 – 3 мес. жизни.

Новорожденному необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить доступ свежего воздуха, выполнять гигиенические процедуры, свободное пеленание, поскольку поза с согнутыми ногами является защитной, уменьшает поверхность теплоотдачи и обеспечивает должный уровень теплопродукции.

Для нормального нервно-психического развития важна эмоциональная связь матери и ребенка во время кормления грудью. Надо побуждать интерес новорожденного к визуальным сценам; не позволяйте ему долго плакать, чтобы малыш не накричал пупочную грыжу. Кроме того, быстрая реакция на плач ребенка, ласковые интонации способствуют установлению крепкой привязанности между матерью и малышом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Питание семимесячного ребенка на грудном вскармливании

Следует обращать внимание на глубину сна новорожденного, его реакцию на звук, активность сосания, особенности крика. Длительный «хныкающий» плач, особенно по ночам, без видимой причины, свидетельствует о высокой нервной возбудимости ребенка, монотонный плач без эмоциональной окраски – о нарушении ЦНС.

Уход за грудным ребенком

Ежедневный уход за здоровым младенцем, в особенности за новорожденным, предполагает: промывание, закапывание глаз при их «закисании», необходимость очищения носовых ходов 1 – 2 раза в сутки. Учитывая особенно тонкую, ранимую и густо васкуляризированную слизистую данных органов, наиболее безопасными в плане травматизации, сенсибилизации и пересушивания являются препараты:

  • «Окулохеель» – для глаз,
  • «Эуфорбиум композитум С» – для носа.

Эти препараты по составу максимально приближены к физиологическим жидкостям организма и способствуют нежному очищению слизистых. Оказывают умеренный противоотечный, противовоспалительный и противоаллергический эффекты.

При опрелостях используется мазь «Траумель С», которая наносится тонким слоем на пораженную область 2 – 3 раза в день. Длительность применения зависит от динамики улучшения состояния кожи.

Другие статьи на эту тему:

ТОП-10 полезных для здоровья радостей жизни. Иногда можно!

ТОП препаратов, способных увеличить длительность вашей жизни

ТОП-10 методов продления молодости: лучшие средства против старения

Все материалы сайта защищены законом об авторских правах

Источник: http://www.medmoon.ru/rebenok/period_novorozhdennosti_.html

Период грудного возраста

Период грудного возраста

Сколько длится период грудного возраста?

С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира.

Особенности роста и развития грудного ребенка

Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка.

Наблюдается три «пика» двигательной активности:

пик – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми.

пик – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством.

пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы.

Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности.

Развитие ребенка в первый год жизни

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием и очень важен для становления его физического и психического здоровья. Данный возрастной период имеет характерные анатомо-физиологические особенности, учитывая которые следует проводить лечебно-профилактические мероприятия. Неблагополучная экология, заболевания матери во время беременности, патология в родах, не всегда рациональное питание. Вот неполный перечень тех причин, которые могут спровоцировать различные заболевания у малыша.

Заболевания детей первого года жизни

Максимально щадящий подход к лечению заболеваний в раннем возрасте является одним из основных критериев лечения и профилактики. Поэтому к фармпрепаратам, которые используются для лечения новорожденных и грудных детей, предъявляются самые высокие требования по безопасности (отсутствие токсического воздействия, аллергических реакций и других побочных эффектов на детский организм). Также важны удобная форма выпуска, приятные органолептические свойства.

Среди наиболее распространенных состояний и заболеваний, с которыми сталкиваются педиатры у детей в период грудного возраста, особенно в амбулаторных условиях, выделяют: ОРВИ, острые желудочно-кишечные заболевания, состояния возбуждения и беспокойства различной этиологии, нарушения сна, функциональную диспепсию, тяжелое прорезывание зубов, кишечные колики, метеоризм, опрелости, диатез, дисбиоз, гипербилирубинемию новорожденных, поствакцинальные реакции. Все чаще встречается низкая реактивность организма, формирование аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы.

Прорезывание зубов у грудных детей

Даже если ребенок растет здоровым, родителям приходится переживать трудности, связанные с прорезыванием зубов, периодическим срыгиванием, функциональной диспепсией, диатезом и т.д. При прорезывании зубов, сопровождающемся местным воспалением и болезненностью десен, используют местные анестетики. Однако при тяжелом прорезывании (с температурой, беспокойством, расстройством стула) требуются дополнительные препараты. Что касается диспепсии и срыгивания, то здесь наблюдается дефицит безопасных и эффективных средств.

Прививки у грудных детей

Добавьте к этому в период грудного возраста проблему прививок. Шутка ли, с первых дней жизни и до года получить 10 вакцинаций, особенно если учесть, что АКДС является самой аллергенной вакциной с высоким риском развития тяжелых осложнений и реакций. А ведь эта искусственная антигенная нагрузка наслаивается на «знакомство» с обыденными вездесущими микробами окружающего мира. Подготовить организм к этой нагрузке химиотерапией практически невозможно, так как сами химиотерапевтические препараты нагружают организм.

Запоры и поносы у детей

У младенцев часто наблюдается склонность к запорам или поносу. Если при запоре есть возможность использовать мягкие растительные препараты, то при поносах или расстройстве стула используется более жесткая терапия химическими препаратами.

От 3 до 5 месяцев чаще всего дебютирует аллергический диатез, реализуясь в худшем случае в экзему. Применение антигистаминных и гормональных средств (наружно и внутрь) при диатезе только загоняет проблему вглубь, а потом трансформируется или проявляется экземой.

Естественная эпидемиологическая ситуация, то есть несколько неосложненных ОРВИ в сочетании с неумением дышать ртом и нежелательным применением сосудосуживающих препаратов, тоже доставляет немало хлопот. Нерациональное применение жаропонижающих средств при ОРВИ чревато ослаблением иммунного ответа и развитием осложнений. Если же ОРВИ осложняется отитом, пневмонией, менингитом и т.д., то неизбежна антибиотикотерапия, которая быстро приводит к диарее за счет лактазной недостаточности и кишечного дисбиоза.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Можно ли целовать грудного ребенка

Как ухаживать за новорожденным в первый год жизни?

В период грудного возраста сон и бодрствование у младенца не зависят от времени суток, режимы, соответствующие дню и ночи, начинают проявляться у ребенка к 2 – 3 мес. жизни.

Новорожденному необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить доступ свежего воздуха, выполнять гигиенические процедуры, свободное пеленание, поскольку поза с согнутыми ногами является защитной, уменьшает поверхность теплоотдачи и обеспечивает должный уровень теплопродукции.

Для нормального нервно-психического развития важна эмоциональная связь матери и ребенка во время кормления грудью. Надо побуждать интерес новорожденного к визуальным сценам; не позволяйте ему долго плакать, чтобы малыш не накричал пупочную грыжу. Кроме того, быстрая реакция на плач ребенка, ласковые интонации способствуют установлению крепкой привязанности между матерью и малышом.

Следует обращать внимание на глубину сна новорожденного, его реакцию на звук, активность сосания, особенности крика. Длительный «хныкающий» плач, особенно по ночам, без видимой причины, свидетельствует о высокой нервной возбудимости ребенка, монотонный плач без эмоциональной окраски – о нарушении ЦНС.

Уход за грудным ребенком

Ежедневный уход за здоровым младенцем, в особенности за новорожденным, предполагает: промывание, закапывание глаз при их «закисании», необходимость очищения носовых ходов 1 – 2 раза в сутки. Учитывая особенно тонкую, ранимую и густо васкуляризированную слизистую данных органов, наиболее безопасными в плане травматизации, сенсибилизации и пересушивания являются препараты:

  • «Окулохеель» – для глаз,
  • «Эуфорбиум композитум С» – для носа.

Эти препараты по составу максимально приближены к физиологическим жидкостям организма и способствуют нежному очищению слизистых. Оказывают умеренный противоотечный, противовоспалительный и противоаллергический эффекты.

При опрелостях используется мазь «Траумель С», которая наносится тонким слоем на пораженную область 2 – 3 раза в день. Длительность применения зависит от динамики улучшения состояния кожи.

Другие статьи на эту тему:

ТОП-10 полезных для здоровья радостей жизни. Иногда можно!

ТОП препаратов, способных увеличить длительность вашей жизни

ТОП-10 методов продления молодости: лучшие средства против старения

Все материалы сайта защищены законом об авторских правах

Источник: http://www.medmoon.ru/rebenok/period_novorozhdennosti_.html

Возрастные этапы развития ребенка от рождения до года

Развитие человека начинается с момента зачатия. Это непрерывный последовательный процесс, который занимает всю дальнейшую жизнь. Его отличительной особенностью является неравномерность, когда периоды ускоренного роста ребенка сменяются замедленными. Информация по месяцам об этапах развития ребенка до года позволит молодым мамам адекватно оценить состояние малыша и вовремя заметить проблемы.

Этапы развития ребенка до года по месяцам

На протяжении первых месяцев жизни организму ребенка приходится пройти адаптацию к новым условиям существования, приобрести множество навыков, наладить функционирование основных систем. За первый год жизни год дети проделывают колоссальный путь, скорость обучения на котором уже больше не повторится никогда в жизни.

Давая оценку развитию ребенка, нужно на несколько показателей:

  • рост;
  • вес;
  • количество зубов;
  • параметры тела;
  • приобретенные функции.

Период грудного вскармливания, который в большинстве случаев длится как раз до 1 года расписан по месяцам. Это должен быть последовательный процесс без отклонений от основных природных процессов.

  • 1 месяц – новорожденные появляются на свет с длиной тела 50-55 см и весом 3-3,8 кг. Это средний показатель, мальчики обычно на 2-3 см длиннее девочек. Ребенок пока не владеет многими функциями тела, но имеет несколько рефлексов: сосательный, хватательный, и другие. Большую часть времени занимает сон. На неприятные раздражители младенец реагирует громким плачем.
  • 2 месяц – грудничок способен удерживать головку до 10 сек, узнает мамин голос, улыбается ей. Малыш активно гулит, следит взглядом за предметами, пытается их удержать. Он набирает 700-800 гр веса, становится более эмоциональным.
  • 3 месяц – ребенок уверенно держит голову, лежа на животе, опирается на предплечья. К этому сроку он должен уметь переворачиваться со спины на бок. Малыш требует больше общения, изучает мир, пробуя пеленку или игрушки. Его дневной сон становится короче, а ночной удлиняется.
  • 4 месяц – младенец проявляет личностные качества, у него появляются любимые игрушки и потешки. Он легко переворачивается, удерживает погремушку или тянется за ней. От приятных впечатлений ребенок смеется.
  • 5 месяц – малыш развивает способность опираться на ноги, движения конечностей становятся более скоординированными. Он узнает близких людей и опасается незнакомцев, реагирует на интонации голоса.
  • 6 месяц – ребенок заметно подрастает, его рост в среднем составляет около 70 см, вес — до 8 кг. Он научился сидеть, перекладывать игрушки, проситься на ручки. Лепет малыша напоминает слова « ба-ба », « ма-ма ».
  • 7-8 месяц – дети начинают активно ползать, самостоятельно вставать, держась за опору. Они учатся играть с простыми предметами: толкать мяч, снимать крышку, надевать кольца пирамидки. Ребенок может запоминать цифры, названия животных и показывать знакомые предметы. В этом возрасте многие дети с удовольствием танцуют.
  • 9-10 месяцев – совершенствуются системы и функции, ребенок умеет концентрировать внимание, не только удерживать, но бросать предметы. Малыш самостоятельно садится и ползает, учится ходить с поддержкой.
  • 11-12 месяц – к этому периоду большинство детей начинает ходить самостоятельно. В речи появляется набор простых слов, малышам интересна компания детей. Они изучают друг друга. Годовалый младенец имитирует жесты и поступки взрослых, повторяет различные звуки. Он способен надеть некоторые вещи, сам ест и пьет из чашки. До года словарный запас достигает 10-15 слов. Если ваш ребенок пока не пошел без опоры или плохо говорит, это не повод для переживаний. При нормальном физическом развитии он скоро догонит сверстников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Ребенок переваривает грудное молоко

Этапы развития речи у детей

Как и многие навыки, становление речи требует поэтапного развития. Возрастные проявления речи заметны после 3 месяцев, когда ребенок активно « агукает ». К концу первого полугодия он говорит несколько слогов. К году в арсенале у ребенка несколько слов, связанных с определенными предметами. Не всегда эти слова произносятся четко, пока они ближе к лепету. На начальных этапах у детей всегда соседствует правильно и неправильно произносимые слова.

К 2 годам словарный запас ребенка достигает 50-100 слов, появляются короткие предложения. К 3 годам малыш начинает задавать вопросы, а к 4 – в его речи появляются сложные фразы. Главным показателем нормального развития речи является не правильность произношения слов, а умение выстраивать из них предложения. Быстрое расширение словарного запаса часто не дает времени малышу освоить правильное произношение слов. К этому стоит отнестись спокойно, артикуляционный аппарат ребенка не достаточно развит.

Развитию речи способствует диалог, поэтому необходимо уделять внимание общению с малышом.

Возрастные этапы развития ребенка

Процесс развития детей делят на два основных этапа: внутриутробный или пренатальный и внеутробный. Они охватывают период от зачатия до полового созревания.

Весь этот долгий путь разделили на несколько дистанций (этапов):

  • пренатальный – около 38 недель от зачатия до рождения;
  • новорожденный – от 0 до 1 месяца;
  • грудной возраст – до 1 года;
  • раннее детство – от 1 до 3 лет;
  • дошкольники – 3-7 лет;
  • младший школьный возраст – 7-12 лет;
  • подростковый или период полового созревания – от 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период становится базой, формирующей внутренние органы. Правильное питание и образ жизни матери оказывают значительное влияние на развитие маленького человека.

Пренатальный этап делится на три стадии:

  • зигота – до 2 недель в этот период оплодотворенная яйцеклетка интенсивно делится, создавая эмбрион;
  • эмбриональная – до 8 недели, на этом этапе формируются органы и системы малыша, начинает биться его сердце;
  • стадия плода – с 9 до 40 недели плод активно растет, увеличивается в размерах, все системы готовятся к самостоятельной жизнедеятельности.

К моменту рождения малыш умеет реагировать на раздражители, различать голоса, чувствовать вкус и прикосновения. Некоторые черты характера ребенка закладываются в это время, поэтому так важен контакт матери и малыша.

Новорожденному в первые минуты внеутробной жизни приходится приспосабливаться к новым непривычным условиям жизни. Его атакуют агрессивные факторы внешней среды. Устойчивость иммунитета новорожденного обеспечивает грудное вскармливание. Малыш еще не умеет управлять своим телом, уход за ним полностью ложится на родителей.

Первый год жизни ребенка связан с обучением, он учится сидеть, ползать, ходить, взаимодействовать с внешним миром. Возрастные изменения сопровождаются интенсивным ростом, к концу первого года вес тела увеличивается в 2 раза, а рост на 50%. Для полноценного развития малышу требуется режим питания и полезная пища. К 10-11 месяцев у грудничков формируются зачатки речи, они уже не просто «агукают», а произносят 5-8 простых слов.

Раннее детство и дошкольный возраст сопровождаются замедлением темпов увеличения роста тела, теперь на первый план выходит формирование двигательных функций и психологического развития.

Изменяется рацион питания, расширяются границы окружающего мира. Дети попадают в дошкольные учреждения, где наблюдается тесный контакт со сверстниками. Этот период сопровождается частыми болезнями, пассивный иммунитет, переданный матерью, слабеет, а собственные защитные силы организма только формируются. Предотвратить появление опасных заболеваний помогает своевременное прививание. У дошкольников происходит осознание себя как отдельной личности, они активно мыслят, овладевают начальным багажом знаний.

Поступление в школу и первые годы обучения становятся важным этапом адаптации к социальным нормам. Дети находятся в физическом и психическом напряжении, необходимо обеспечить контроль над их питанием и полноценным отдыхом. Психологическая поддержка родителей не менее важна, чем забота о физическом состоянии.

Подростковый период – один из критических этапов в жизни человека. Возрастные изменения организма, находящегося под влиянием гормональной перестройки, сопровождаются эмоциональной неустойчивостью. Конфликты со старшими и ровесниками, заниженная самооценка – с этими трудностями сталкивается большинство подростков. Сроки полового созревания зависят от индивидуальных особенностей, девочки развиваются быстрее мальчиков. Этот этап завершает физическое и психическое развитие ребенка. Перед нами взрослый самостоятельный человек.

Психическое развитие детей

Каждый ребенок имеет комплекс врожденных рефлексов, помогающих ему выжить. Благодаря психическому развитию малыша они дополняются социальными навыками, ответной реакцией, зачатками темперамента, формирующего новую личность. Возрастные периоды развития тесно взаимосвязаны с эмоциональным и интеллектуальным ростом детей.

Для младенчества характерен моторный этап, связанный с приобретением двигательных функций. Далее начинается этап сенсорных ощущений, включающий слуховое, зрительное, тактильное восприятие окружающего мира. Сенсорное развитие длится до 3 лет, оно закладывает основу абстрактного восприятия и мышления.

Аффективный период (3-12 лет) – усложняется восприятие увиденного, ребенок задумывается над понятиями «плохо» и «хорошо». С 3 лет появляется тенденция к самостоятельности. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста происходит через игру и другие виды деятельности (рисование, лепка).

Идеаторный этап – системы мышления становятся сложнее, дети предварительно просчитывают свои поступки. Этот период приходится на подростковый возраст, сопровождающийся гормональной перестройкой организма. От позиции родителей зависит, как воспримет себя подросток – найдет свое место в жизни или будет бунтовать.

Развитие ребенка – масштабный процесс, в который вовлечены и его родители. Создать комфортные условия для физического и психического совершенствования малыша – это миссия семьи.

Источник: http://mjusli.ru/ja_mama/zdorove_malyshej/osnovnye-etapy-razvitiya-rebenka

Ссылка на основную публикацию