Задержка речи у ребенка 5 лет лечение

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Лечение задержки речевого развития у детей пяти лет

Существуют определенные нормы речевого развития детей. Обычно речь проявляется активнее всего начиная с первого года жизни. Уже к 5 годам дети хорошо осваиваются с использованием родного языка: могут складывать предложения, составить рассказ, поддержать беседу. Конечно, кто-то начинает говорить раньше, у кого-то речь богаче. Главное, чтобы отличия от нормы были минимальными.

Если же в 4-5 лет ребенок еще не говорит или использует только звуки и простые слова, то это серьезная задержка развития. Может быть и так, что кроха развивался нормальными темпами, а потом что-то стало мешать ему. Проблема может быть как физиологического характера, так и психологического. В любом случае необходимо лечение, ведь задержка речевого развития может стать преградой для дальнейшей учебы.

Часто отставание проявляется у детей, которые перенесли психологическую травму. Тут нужно вовремя начать работать с психологом. Родители тоже должны принимать участие в процессе лечения – тогда результатов добиться будет легче.

Нормальное развитие речи у детей

Дети учатся говорить совершенно потрясающим образом. Задумайтесь: вам никто не объяснял правил родного языка – вас немного поправляли, но никто не учил говорить. За первые 3 года ребенок делает огромный скачок в развитии речи: от криков и звуков до полноценных предложений, связанного рассказа. В норме процесс протекает примерно так:

  • в 1 годик малыш знает около 10-15 простых слов;
  • к 2 годам знает уже 50-100 слов, умеет задавать вопросы, менять интонацию;
  • к 2,5 годам запас расширяется еще на 50-70 слов, кроха постоянно лепечет;
  • в 3 года малыш уже может составить связный рассказ, он подражает манере говорить одного из родителей;
  • к 5 годам ребенок может планировать, используя будущее время. Теперь он учит и рассказывает стишки, может даже начать изучение другого иностранного языка. В этом возрасте у детей большая потребность разговаривать.

У кого-то все это происходит чуть раньше, у кого-то позже. Обычно девочки начинают говорить раньше мальчиков. Развитие ребенка всегда индивидуальный процесс. Небольшое отставание не страшно, но если ребенок не начал говорить к 2 годам или к 3 не может строить предложения, то это уже повод для беспокойства. Вам нужно обратиться к специалисту, который определит, что именно пошло не так.

Причины ЗРР

Специалисты выделяют 2 группы причин, по которым могла произойти задержка речевого развития:

  • физиологические отклонения, заболевания;
  • психологические проблемы.

Если причина в заболевании или физиологии, то все понятно. Ребенку нужно лечение, а возможно, и операция. Основные причины:

  • недоразвитость нёба, горла;
  • проблемы со слухом;
  • неврологические проблемы;
  • врожденные или приобретенные поражения головного мозга;
  • заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм.

Если же ребенок здоров, но не говорит в 3 или 5 лет, тут уже причина в чем-то другом.

Очень важно, чтобы родители уделяли ребенку внимание, разговаривали с ним. Тогда у него существует нормальная потребность в коммуникации посредством устной речи, и он будет развивать свою речь, чтобы удовлетворить эту потребность. Если же у родителей нет времени или желания разговаривать с ним, читать ему вслух, петь, то малышу попросту незачем учиться говорить.

Задержка речевого развития может происходить из-за того, что ребенок переживает психологический дискомфорт. Например, видит постоянные ссоры родителей, драки, применение силы. Гораздо страшнее, если эта агрессия направлена на него. Тогда ребенок может глубоко уйти в себя, замкнуться. В этом случае ему необходима помощь психолога и дефектолога.

Также важна роль телевизора. Например, вы хотите занять малыша и включаете ему мультфильмы, причем поступаете так регулярно. Это приводит к тому, что у ребенка развивается активное слушание, но не речь. Он не видит необходимости говорить, ведь телевизор его не слышит, не отвечает. Сейчас появляется много детских программ, которые направлены на общение с ребенком. Герой задает вопрос, обращаясь непосредственно к малышам, а у них есть возможность ответить. Это хорошо, но все же нормального живого общения ничто не заменит.

Общение с другими детьми очень важно. Они могут играть вместе, бегать, знакомиться — все это важная часть речевого развития. Они учатся друг у друга, перенимают слова, жесты, учатся распознавать звуки.

Задержка речевого развития не означает, что ребенок молчит. Он может говорить, строить фразы, произносить слова – только не в то время, когда этого требует график развития. Например, в 2 года нужно уже знать от 50 до 100 слов, строить простые предложения, но малыш начал делать это только в 5-6 лет. Или же в 5 лет еще не говорит, а только произносит звуки, указывает пальчиком, дергает за руку, чтобы обратить внимание на себя. Выделяются некоторые типы данного расстройства:

  • проблемы с артикуляцией речи;
  • ребенок говорит хорошо, но очень мало, практически все время молчит;
  • со слухом все хорошо, но вашу речь он не понимает, как итог — и сам не говорит;
  • разные комбинации указанных расстройств.

Все это тоже относится к проблеме задержки речевого развития. Особенно тяжело работать с детьми, которых привели только через 1-2 года после возникновения проблемы.

Как определить, что у ребенка задержка речевого развития?

Вам нужно следить за графиком развития ребенка. Есть некоторые моменты, которые необходимо контролировать:

  • в 1,5 года кроха не может говорить даже простые слова;
  • 2,5 года: не может построить предложение, использует лишь по 1-2 слова;
  • к 3 годам речь невнятная, непонятная. Кроме обычных слов, периодически использует выдуманные или просто набор букв;
  • в 5 лет ребенок не говорит или же его речь примитивная, на уровне 1-2 лет.

Лучше обратиться к специалисту при первых признаках проблемы, особенно если развитие шло нормально, а потом вдруг остановилось. У некоторых детей до 2-3 лет все соответствует норме, но дальше они перестают улучшать речь, так как отсутствует потребность развиваться. Это опасное состояние, которое необходимо контролировать и лечить.

Вам поможет специалист

От ребенка 4-5 лет логопед хочет услышать связный рассказ. Сейчас кроха должен использовать все части речи (кроме сложных: деепричастий, причастий). Если есть проблемы в этом возрасте, то необходимы занятия с логопедом или дефектологом. Важно не упустить время. Сейчас еще можно исправить многие дефекты и нивелировать задержку, но потом будет гораздо тяжелее, если вообще что-то получится. Кроме того, не забывайте: с диагнозом «задержка речевого развития» малыша не возьмут в школу. Или же порекомендуют специальную школу коррекционного типа.

Часто бывает так, что о задержке стало известно еще в 2-3 годика. Нужно начинать работу со специалистом. Многие логопеды советуют на первых порах просто больше времени уделять общению – так дефект может пройти сам собой. Тогда на новом приеме в 4 года диагноз снимается. Или же, при необходимости, начинается более серьезное лечение.

Если до 5 лет развитие речи шло нормально, а потом прекратилось, скорее всего, имеет место причина психологического характера. У детей тоже могут быть стрессы и депрессивные периоды. Обратите внимание на то, как ведет себя малыш:

Он радостный, довольный?

У него есть любимые игрушки, игры?

Он общается с другими детьми, играет с ними?

Вы проводите с ним достаточно времени, разговариваете, читаете вслух?

Он проявляет интерес к творчеству, у него есть хобби?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», значит, причина кроется в этом. Малыш находится в состоянии психического дискомфорта и от этого замыкается в себе. Проблема не в речи, а в его состоянии, которое мешает нормальному развитию.

Терапия и лечение

Любая задержка речевого развития должна быть взята под контроль, и чем раньше, тем лучше. Это не просто терапия у врача 1 или 2 часа в неделю, а целый комплекс занятий. У детей должно быть достаточно практики – только тогда они начинают говорить правильно.

Первое, что вам нужно сделать, это проконсультироваться с врачом. Он даст вам направления на исследования физического и психологического состояния малыша. Дальше следуйте советам лечащего врача и соблюдайте все необходимые требования.

Лекарственная терапия

Обычно детям 5 лет с задержкой речи прописывают стимулирующие препараты для мозга. Они активизируют деятельность нейронов, стимулируют речевой центр мозга. Принимать их необходимо по особой схеме, которая индивидуальна для каждого ребенка. Кроме того, может потребоваться какая-то иная терапия на усмотрение врача. Когда, если имеет место психологическое расстройства, лекарственная терапия необходимо.

Нужно понимать, что только от лекарств малыш не заговорит. Это лишь одна часть комплекса необходимых процедур. Но лекарственные препараты могут быть очень эффективны как помощь мозгу. Часто после начала приема процесс работы с малышом идет быстрее.

Современные виды лечения

Речь идет про детей 5 лет. Для них самый понятный вид общения и деятельности — игра, поэтому все методы лечения должны быть занимательными, игровыми. Так стимулируется потребность выражать свои чувства. У ребенка 5 лет эмоции обычно уже хорошо развиты. Врачи стараются использовать такие техники, которые стимулируют детские эмоции. Тогда появляется необходимость поделиться своим удивлением или радостью, а значит, развивается речь.

Способы лечения подбираются индивидуально. Хорошо работает – занятия в океанариуме с дельфинами. Они очень быстро находят общий язык с ребенком. К тому же в воде малыш расслабляется – проходят тревоги, нервозность. Вместе с дельфином можно учиться, общаться. Работать должен квалифицированный специалист по дельфинотерапии. Попробуйте – это отличный метод, который подходит большинству детишек.

Иппотератипия — занятия с лошадьми. Эти животные тоже хорошо влияют на ребенка. Обычно уже после нескольких недель терапии появляются первые результаты. Многие специалисты говорят, что такие решения для детей самые простые, хотя подбираются индивидуально.

Помощь корректолога

Если у ребенка есть проблемы психического развития, которые связаны с отставанием в развитии речи, работать с ним должен корректолог. Он занимается целым комплексом проблем, в том числе выясняет, нет ли у малыша отставания в психическом или умственном развитии.

После таких занятий повышается концентрация внимания, улучшается память. Специалист показывает малышу, как сосредоточиться, что нужно для этого делать. Бывает, что для детей 5 лет это и есть так необходимая информация, которую недодали родители.

Работа с психологом

Может быть так, что некая психологическая травма не дает малышу начать нормально разговаривать. Если появились очень заметные дефекты речевого развития, а физиологических причин этому нет, стоит отвести малыша к детскому психологу. Обычно 2-3 занятий хватает, чтобы специалист дал свое заключение. Возможно, потребуется долгая работа с профессионалом, если:

  • малыш пережил насилие;
  • есть психотравмы (оказался в автокатастрофе или зоне военных действий, потерял родителей, видел какие-то проявления жестокости, подвергался избиениям, унижениям);
  • родители ограничивают его активность, постоянно наказывают;
  • ребенок не получает должного внимания, часто и надолго остается один дома в 4-5 лет.

Это лишь некоторые примеры травмирующих ситуаций. Главное понять, есть ли такие ситуации в его жизни или нет. Родители тоже должны пройти беседу с психологом. Задержка речевого развития может быть следствием сильного испуга ребенка: он пережил что-то, чего не может понять, объяснить. Нормальная реакция детской психики — замкнуться, забыть, не говорить об этом.

Если есть проблемы с артикуляцией, то назначается массаж шейного отдела. Так стимулируются голосовые связки, горло. Часто массаж дает положительные результаты, но использовать только массаж без других мер не имеет смысла.

Занятия дома с малышом

Любая терапия поможет только в том случае, если родители принимают активное участие в работе. Дома нужно усиленно стимулировать речь. Как это сделать:

  • просто говорите с малышом;
  • вместе разучивайте стихи, песенки;
  • задавайте ему вопросы;
  • не реагируйте, если кроха произносит лишь звуки, а не слова;
  • проговаривайте названия предметов, описывайте свои действия;
  • просите его рассказать о том, как прошел день, что он делал;
  • задавайте наводящие вопросы (какого цвета были листья на деревьях, что он кушал на обед, о чем был мультик…);
  • старайтесь как можно дольше вести с ним диалог, даже если он будет отвечать односложно, лишь «да» или «нет».

Это отличная возможность:

  • показать малышу, как правильно строить предложение;
  • научить использовать все части речи;
  • обогатить его словарный запас;
  • «вытянуть» его из состояния погружения в себя.

Если родители не будут помогать терапии, эффекта придется ждать дольше. Если же работать активно, то в 5 лет можно снять задержку речевого развития, и это позволит малышу пойти в обычную школу.

Источник: http://rebenkoved.ru/rech-detej/narusheniya/lechenie-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-u-detej-pyati-let.html

Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить.

Строка навигации

  1. Главная /
  2. Домашний очаг, дети /
  3. Детский мир /
  4. Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить.

Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни — паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают рассказы окружающих о том, что их малыш уже и массу стихов знает наизусть, не то, что фразы. Другие – беспечные, упорно не замечающие откровенных отставаний ребенка в развитии, «ничего страшного», «он еще маленький» — успокаивают они себя, и только после врачебного диагноза начинают хоть как-то решать проблему. Так что же это — задержка речевого развития, какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?

Когда малыш должен начать разговаривать?

В возрасте 1 годика ребенок должен пользоваться, по крайней мере, 10 облегченными словами и знать, понимать названия 200 предметов (мама, папа, мишка, кружка, гулять и прочие повседневные действия и предметы). Малыш должен понимать, о чем ему говорят, и реагировать соответственно. На вопрос «где папа?» — повернуть к нему голову, а на фразу «дай руку» отреагировать соответственно и протянуть руку, или хотя бы спрятать ее, демонстрируя непокорность.

В 2 года малыш должен строить короткие односложные предложения, с использованием прилагательных и местоимений. В этом возрасте словарный запас должен вырасти, как минимум до 50 слов – это самый нижний предел, специалисты, обычно, ожидают не меньше 100 слов.

В 2,5 года ребенок с нормальным речевым развитием начинает строить сложные предложения, использует порядка 200-300 слов, умеет ставить простые вопросы «что?», «куда?», и произносит правильно большинство букв, исключения составляют «р», «л» и шипящие гласные. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п.

В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.). Определить, есть ли у ребенка отклонения, задержка речевого развития не сложно в этом возрасте. Понаблюдайте, а лучше попросите кого-то непредвзято понаблюдать за общением ребенка с незнакомым человеком. Это не должна быть грамотная речь, но если собеседник понимает, хотя бы 75% сказанного малышом, и между ними складывается относительный диалог, значит все хорошо, речь развивается в пределах нормы. Важно, чтобы ваш кроха мог изменять слова в речи по числам и родам. К примеру, если в 3-х летнем возрасте на вопрос «будешь конфетку?», малыш отвечает «будешь» вместо «буду» — это уже отклонение, серьезный повод озаботится его развитием.

Задержка или индивидуальные особенности развития?

Для начала успокоим особо впечатлительных родителей и бабушек. Границы норм речевого развития весьма гибкие, не стоит экзаменовать кроху, как только ей стукнул 1 год, и бить тревогу, что в словарном диапазоне не 10, а 8 слов. Отклонения плюс-минус 2-3 месяца – это нормально, как и то, что мальчики могут отставать от девочек в развитии на 4-5 месяцев.

Бытует мнение, что существует определенная область мозга, которая отвечает за развитие речи. Однако это заблуждение, и на самом деле, речь формируется исключительно при нормальном и согласованном развитии обоих полушарий мозга. Работать полноценно должно и правое полушарие, отвечающее за эмоционально-образную сферу, интуицию и пространственное мышление, и левое полушарие, ответственное за рационально-логическое мышление, и сообщение между ними. Нервные волокна, соединяющие оба полушария, у мальчиков изначально тоньше и развиваются медленнее, чем у девочек. Случается, что между полушариями затруднён обмен информацией, тогда мальчикам сложно облечь свою мысль в грамматически правильную форму. На ранней стадии отставания в речевом развитии, при условии отсутствия мозговых и психических отклонений, специалист без труда поможет мальчику преодолеть трудности. Еще один повод не паниковать, заключается в том, что по статистике именно мужчины наделены наиболее развитой образной речью, именно среди них на порядок больше писателей и поэтов. Некоторые медики склонны объяснять это более длительной и активной работой правого полушария мозга, в процессе развития и формирования связи между ними.

При этом запускать ситуацию нельзя, и если мальчик долго не разговаривает или не может излагать свои мысли, обязательно обращаться за помощью к специалисту. К сожалению, среди мальчиков довольно высокий процент отклонений, причем как в речевом развитии, так и в психоречевом. Мальчиков среди детей с заиканием вдвое больше, чем девочек. Практически абсолютное отсутствие речи при нормальном слухе (алалия) в три раза выше у мальчиков. Втрое больше их и среди детей страдающих дизартрией (трудности произнесения большинства звуков и невнятность, неразборчивость речи).

Не стоит также снимать со счетов типичное детское коверканье слов, смысловые сокращения, образные обозначения. Все это тоже слова и «би-бика» вместо «машина», и «мяу-мяю» вместо кошка, и «бай-бай» вместо спать. До 2,5 лет использование «малышкового сленга» допустимо. Помимо этого ребенок вполне может придумывать собственные названия предметов, и не следует бежать к доктору, если малыш упорно говорит «зекатая» на зеркало, или «камани» на макароны — это так же слова. Вполне нормально, когда малыш использует одни и те же сочетания звуков для обозначения разных предметов («ки» — кинуть, киска). Однако в 2,5 года ребёнок обязательно должен пытаться говорить фразами, используя не менее 3-4 слов, к примеру, что-то вроде «мама дё бай-бай» (мама идём спать).

О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки:

  • 1. Когда в 4 месяца ребенок не проявляет эмоциональных реакций по отношению к происходящему. Не улыбается родителям, не реагирует на их жесты, не оживляется при виде или обращении к нему мамы.
  • 2. Когда в 8-9 месяцев ребенок не «лепечет», не издает повторяющихся звуков (па-па-та, ба-ба-ба и др.), а в год создает впечатление редкой тихони, издающей мало звуков.
  • 3. Когда 1,5-годовалый ребенок имеет проблемы с жеванием или сосанием. Например, давится кусочком яблока, не умея его разжевать.
  • 4. Когда в 1,5 года малыш не произносит простых слов, типа «мама», «няня», «дай», не понимает своего имени, названий обычных предметов. Если ребенок не в состоянии выполнить простые просьбы, не понимает, что от него хотят, например, «сядь», «дай руку», «иди сюда».
  • 5. Когда в 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
  • 6. Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
  • 7. Когда в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
  • 8. Когда малыш в 3 года «тарахтит» — говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
  • 9. Когда в 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
  • 10. Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубок.

Задержка речевого или психо-речевого развития?

Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. — ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие проходит в норме. Когда малыш все понимает и правильно выполняет просьбы, однако говорит плохо, мало или вовсе отказывается. Отставание в психо-речевом развитии (абр. — ЗПРР) означает, умственную, общеинтеллектуальную задержку.

До 4 лет диагноз ЗПРР встречается довольно редко и ставится в исключительных случаях, при серьёзных заболеваниях. Однако старше 5 лет 80% проблем с речью объясняется именно задержкой психо-речевого развития. Психология ребенка построена так, что до 4 лет малыш осваивает мир, он мало вступает в коммуникативные связи, а изучает, примеряет, пробует. Но уже после 4-х основным источником информации для него становится общение со сверстниками и взрослыми. Когда же речь им не освоена, малодоступна, начинается процесс торможения развития психического, и уже к 5 годам задержка речевого развития, превращается в психо-речевую задержку. Речь и психическое здоровье ребенка связаны напрямую, без речевого инструмента не смогут полноценно формироваться познавательные процессы и эмоционально-волевая сфера. Если не исправить ситуацию в 5-летнем возрасте, в лучшем случае вашего кроху ожидает специализированная школа. При наличии таких проблем ребенку срочно необходимо лечение и занятия с дефектологом.

Подчас задержка развития речи бывает причиной отставания психомоторного развития. Малыш гораздо позже других деток начинает держать головку, сидеть и т.д. Часто они неловкие, неуклюжие, плохо стоят, часто падают, налетают на предметы. Если ваш кроха постоянно в синяках есть повод озаботиться. Еще одна характерный признак – ребенка очень трудно приучить ходить на горшок, если и в 4,5 года у него случаются «оказии» — идите к врачу.

Причины отклонений

Отклонения в речи это не заболевания сами по себе, это следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС (центральной нервной системы), нередко причинами являются генетические или психические расстройства.

Многолетние наблюдения показывают, что подобные отклонения могут быть следствием проблем внутриутробного развития плода, преждевременные роды, и другие нестандартные родовые ситуации: стремительные или длительные роды, асфиксия плода, родовые травмы. Помимо прочего причиной могут быть гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, психические заболевания, генетическая предрасположенность и даже раннее отлучение от груди, перевод на искусственное вскармливание.

В первые три года наличие тяжело протекающих детских болезней, травмы из-за частых падений, особенно черепно-мозговые, понижение слуха — все это может стать толчком к развитию отставаний в развитии речи. Немалый вклад вносят и условия, в которых растет ребенок, причем как биологические, так и социальные. Неблагоприятные воздействия повреждают те области головного мозга, развитие которых наиболее интенсивно в данный момент времени. Исследования показывают, что ЗРР и ЗПРР страдают дети пьющих родителей, страдающих психическими расстройствами, в семьях с частыми конфликтами.

Подобные отставания характерны для деток синдромом гиперактивности, с детским аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна.

Независимо от первоначальных причин, приведших к повреждению мозга, результат этого одинаков – отдельные его зоны начинают неправильно или неактивно работать. Несложно понять, что у деток с задержкой психо-речевого развития повреждены зоны, ответственные за речь, интеллектуальные, умственные способности. Однако — это все же не приговор и во многих случаях своевременное обращение за помощью может все исправить.

Сами по себе отрицательные социальные факторы патологически не воздействуют на ребенка, но отражаются на психическом развитии, страдает психология ребенка. Поэтому часто проблемы с развитием речи бывают у двойняшек и близнецов, деток, которые растут в плохой языковой среде или просто в двуязычных семьях.

Наследственный фактор, безусловно, играет существенную роль. К сожалению, весьма распространенное явление, когда до 5 лет мамы не спохватываются отсутствием речи у ребенка, оправдывая свой поступок рассказами о родственниках, которые в детстве долго молчали, а в 4 года заговорили, причем сразу фразами и предложениями, и выросли нормальными людьми. Часто нелогичное спокойствие внушено более старшими в семье, кинематограф тоже вносит свою лепту. Однако – эта безответственная позиция может привести к непоправимым последствиям.

Запомните, если в роду были подобные задержки в речевом развитии, значит, ребенок уже имеет генетическую предрасположенность – это повод не просто обеспокоиться, а занять особо активнейшую позицию. Такое отклонение прогрессирует от поколения к поколению, и с каждым разом обретает более тяжелые формы, как снежный ком. Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам.

Если же в 6-летнем возрасте ребенок вообще не разговаривает, не подражает людям или животным, вероятность того, что он когда-нибудь заговорит, составляет всего 0,2%! Если этого не произойдет до 8 лет, ребенку, да и вам тоже, доведется осваивать методы альтернативной коммуникации – карточную, письменную, жестовую, но разговаривать, в общем понимании, он уже не сможет никогда!

Что делать при задержке речевого развития?

Многие родители ошибочно считают, что эту проблему «лечат» логопеды, однако они являются педагогами, а не врачами. Логопеды способны лишь научить правильно произносить звуки и выговаривать слова, а заниматься этим эффективно можно только лет с 4-5. Но вы уже поняли, что ждать до 5-летия крайне опасно.

Для начала вам необходимо детально обследовать ребенка и выявить причины патологии речевого развития.

  • 1. Посетите сурдолога, оцените слух малыша.
  • 2. Пройдите соответствующие возрасту ребенка тесты, оценивающие его развитие: денверский тест, направленный на оценку психомоторного развития; шкалу речевого развития в раннем возрасте; шкалу Бейли, оценивающую развитие грудных детей.
  • 3. Пообщавшись с родителями и понаблюдав за малышом, врач должен выяснить, как ребенок сообщает окружающим о своих потребностях. Дело в том, что при снижении слуха, первичных нейрогенных речевых расстройствах, моторной апраксии лицевых мышц дети пристраиваются выражать свои нужды каким-то другим способом (например, показывать пальцем на рот и, произнося какие-то звуки, он пытается сказать «хочу кушать», или принося маме свои ботинки, зовет ее гулять). Этого не происходит при общей задержке развития или аутизме.
  • 4. Исключают возможность моторной апраксии лицевых мышц, выясняя, существуют ли затруднения при кормлении и способен ли малыш повторять движения языком.
  • 5. Существуют методики сравнения понимания и воспроизведения речи ребенком.
  • 6. Подтверждают или исключают недостаточность стимуляции речевого развития, оценивая домашнее окружение ребенка и возможности для общения.

Для диагностики причин нужно обратиться к врачу-невропатологу, логопеду, а при необходимости к детскому психологу и психиатру. Наверняка может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга – МРТ, ЭКГ, ЭХО-ЭГ и прочие.

Почти в 100% случаях заболевания ЗПРР и ЗРР требуется медикаментозное лечение.

В каком возрасте нужно начинать лечение?

Начинать исправлять задержки в развитии речи необходимо, как можно раньше.

В случае установления неврологической патологии, приводящей к задержке речевого развития, врач-невропатолог сможет назначить курс уже с 1 года.

Дефектолог может начать занятия с 2-х летним малышом, он поможет развивать внимательность, мышление, память, моторику. Корректолог — специалист по развитию речи, также может приступить к работе с 2-2,5 лет.

Как правило, логопеды работают, когда ребенку исполнилось 4-5 лет. Они помогут «поставить» звуки, научат строить предложения и правильно составлять рассказы. Грамотная речь ребенка зачастую заслуга именно логопеда.

Методы лечения задержек развития речи и психо-речевого развития.

Лекарственная терапия применяется во всех случаях задержки психо-речевого развития, и во многих речевых отставаниях. Как правило, это препараты, влияющие на нейроны головного мозга, питающие и формирующие их, например, «актовегин», «кортексин», «лецитин», «нейромультивит» и т.д. А также лекарственные средства стимулирующие деятельность речевых зон, такие как «когитум» и прочее. Медикаментозное лечение назначается исключительно врачами, неврологами или психиатрами!

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия позволяют восстанавливать работу отдельных центров головного мозга, тех, что отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас и интеллектуальные способности. Нередко эффективность электрорефлексотерапии повышают дополнительным медикаментозным воздействием на гидроцефалию. Этот метод применяется только в отсутствии у ребенка судорожного синдрома, эпилепсии и психических расстройств. Магнитотерапия противопоказаний не имеет.

Неплохие результаты, особенно в случаях, когда традиционное лечение должного эффекта не оказывает, дают альтернативные методы. Особенно действенными являются дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и прочие, индивидуально подбираемые методы.

Как правило, детям с такими проблемами редко помогает исключительно лекарственная терапия, не подкрепленная педагогическим участием. Основная задача дефектолога — это повышение психического развития ребенка: умственного, эмоционального и социального.

Учитель корректирует развитие речи в нужном русле, предотвращает появление вторичных отклонений и, связанных с ними, трудностей в дальнейшем обучении. В работе педагог-дефектолог применяет наглядные, технические, практические средства реабилитации, а сами коррекционные занятия проводит по индивидуальному сценарию в игровой форме. Общей методики, способной помочь всем без исключения не существует, в каждом отдельном случае требуется индивидуальный подход.

Привлечение специалистов, ни в коей мере не снимает ответственности с родителей, их участие в обучающем процессе неоценимо. Специалист задаст нужное направление и научит необходимым малышу упражнениям, заниматься с ним придется не просто ежедневно, а буквально ежечасно. Ребенок проще идет на контакт с родными людьми, охотнее соглашается на сотрудничество и ярче осознает моменты, когда радует их своими успехами.

Методы коррекции задержки развития речи

Весьма эффективные результаты в работе с такими детьми дают музтерапия, арттерапия, предметно-сенсорная терапия, упражнения развития крупной и мелкой моторики, а также расширение понятийного аппарата малыша. О некоторых из них мы вам расскажем.

Пальчиковые игры.

Отделы головного мозга, которые отвечают за развитие артикуляционной и тонкой (мелкой) ручной моторики находятся рядом друг с другом и в тесной взаимосвязи. Рука развивается раньше, и как бы «подтягивает» за собой речевое развитие. Соответственно, в процессе развития у ребенка тонкой ручной моторики, стимулируется развитие речи. Если у ребенка правая рука ведущая — у него более развито левое полушарие. Именно с этим и связывают частое отставание в речи у левшей, их правое наиболее развито, чем левое, в котором непосредственно и расположены речевые и двигательные центры.

Развивать мелкую моторику у деток в домашних условиях наиболее простое занятие. Для этого всего лишь нужны игры с мелкими деталями: конструкторы, игрушки-шнуровки, пазлы, мозаики, кубики и мячики разных размеров, кольцеброс, и более усложненные варианты, например, тренажер обучающий завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Очень полезно для ребенка рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина, нанизывать бусинки на веревочку, делать гравюры и примитивные вышивки. Все это находится свободной продаже и доступно абсолютно любому родителю.

Использование разнообразных техник массажа, стимуляции двигательной системы имеет большое значение для развития ощущений и восприятия с самого раннего возраста.

При отклонениях ребенка в психофизическом развитии, необходимо не прерывая применять массажи даже в младшем школьном возрасте.

Логоритмика.

Детям с проблемами речи рекомендованы подвижные игры, развивающие способность ориентироваться в пространстве, двигаться ритмично и ловко, меняя темп движений, и особенно игры, сопровождающиеся речью.

Звуковые, музыкальные игры позволят не просто корректировать речевое развитие, но и развивать внимание, умение сосредотачиваться, расширят кругозор, память и музыкальный слух. Экспериментируйте с разными играми, например, «Узнай по голосу», «Улови шепот», «Угадай, что звучало?», «Какой инструмент играет?» и прочие. Практически у всех детей с ЗРР слабо развито внимание, существенно меньший объем запоминания материала и его воспроизведения, они часто отвлекаются, не умеют слышать ритм и улавливать интонацию, эмоциональную окраску голосов.

Игры на зрительное внимание.

Игры, тренирующие зрительное внимание могут включать разноцветные предметы, полоски, палочки, кубики, геометрические фигуры различных размеров и объёмов, специальные карточки. Наиболее просто предложить ребенку выложить радугу или повторить очередность кубиков, разложенную по цветам, сначала глядя на образец, а потом самостоятельно, давая время на запоминание и разбирая, пряча образец.

И помните: любые занятия должны быть систематичными, ежедневными и под контролем специалиста. Малышу 3 лет, обычно достаточно одного посещения дефектолога в неделю, при условии активных занятий дома с родителями. В возрасте от 4,5 лет нужно со специалистом встречаться не меньше 2 раз в сутки, а в случаях задержки психо-речевой — сочетать нескольких специалистов. К примеру, дважды в неделю заниматься с дефектологом, чередуя с двумя занятиями музтерапевта или арттерапевта. Если в 5 лет, наблюдается нормально развитие пассивной речи, при отсутствии задержки развития психики, нужно начинать занятия с логопедом.

Детям со значительными отставаниями речевого развития необходимо посещать дошкольное заведение не общее, а специализированное, сначала психоневрологические, неврологические ясли, потом логопедический детсад. Если задержки развития до 7 лет не преодолены, не следует настаивать на обучение в обычной школе. В специальном коррекционном заведении ребенка смогут обеспечить и вниманием специалистов и адаптированной школьной программой.

И еще раз: не медлите с обращением к врачу, если речевое развитие вашего крохи не соответствует возрастной норме! Если получить помощь специалиста в раннем возрасте, скорее всего к 6 годам вы забудете об этой проблеме навсегда, и ваш малыш не будет отличаться от сверстников, а возможно и перегонит их в развитии.

Источник: http://ladyvenus.ru/articles/domashnii-ochag-deti/detskii-mir/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-kak-raspoznat-otkloneniya-ot

Задержка речевого развития у детей: симптомы и лечение

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пойдёт лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.

ЗРР — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Причины задержки речевого развития

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка;
  • дислексия в результате генетической предрасположенности;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить чёткий диагноз. Но как выявить заболевание на ранних этапах?

Симптомы ЗРР

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуется ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца: активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев: попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев: реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года: самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года: самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Диагностика

Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;
  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых);
  • беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними;
  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;
  • сравнение воспроизведения и понимания речи;
  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.

Диагностика ЗРР предполагает выяснение причин задержки, а для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Лечение задержки речевого развития

При своевременном выявлении (до двух лет) лечение задержки речевого развития при совместных усилиях родителей и лечащего врача заканчивается успешно.

Ошибочно считать, что при этом будет достаточно логопедических занятий. Данный специалист может ставить произношение букв и звуков, тогда как коррекция подразумевает комплексное лечение у различных специалистов.

При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультивит, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когитум — препарат, «подхлестывающий» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия выборочно восстанавливают работу центров головного мозга, которые отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас, интеллектуальные способности. Однако у электрорефлексотерапии немало противопоказаний: судорожный синдром, эпилепсия, психические расстройства.

Индивидуально для каждого ребёнка могут быть выбраны дельфинотерапия или иппотерапия.

Лекарственная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.

При задержке речевого развития у детей логопедический массаж — очень эффективная процедура, когда специалист воздействует на определённые точки языка, губ, щёк, рук, мочек ушей. В зависимости от индивидуальных показателей, могут назначить зондовый массаж Новиковой, массаж по Краузе, Дьяковой, Приходько.

Дефектолог и родители дома должны выполнять с ребёнком игровые упражнения, направленные на развитие лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата. Песенки, звукоподражания, сказкотерапия, скороговорки, артикуляционная гимнастика для лица, упражнения для мелкой моторики рук — разработок очень много, ими нужно пользоваться, выбирать по совету специалистов и регулярно заниматься с малышом.

Родители при этом не должны оставаться в стороне и возлагать все надежды только на врачей. С таким ребёнком нужно заниматься не только ежедневно, а ежечасно, что требует немало времени и сил.

Последствия заболевания

Последствия задержки речевого развития могут быть следующими:

  • отставание от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с годами;
  • трудности при обучении в школе: нередко встаёт вопрос о переводе ребёнка в коррекционную (вспомогательную) школу.

Гораздо легче предупредить заболевание, чем вылечить его. Поэтому родителям нужно как можно больше общаться с ребёнком уже с внутриутробного развития. Разговаривайте с ним, слушайте его, интересуйтесь его внутренним миром — дети, растущие в любви и заботе, редко испытывают трудности с развитием речи.

Моей дочери 2 года 10 мес. Говорит от силы слов 20. если длинные слова то проглатывает или начало или конец слова, словосочетания не говорит вообще. Невролог поставила ЗРР и прописала таблетки- магнелек и пантокальцин.

Какая ерунда тут написана по поводу эффективности лого. массажа при ЗРР! Потому что, если вы решили выучить иностранный язык, педагог не делает вам массаж языка, а постепенно приучает слушать, понимать чужую речь, обучает лексике, грамматике, даёт как можно больше практики в специально организованных учебных ситуациях и т.д. В случае, если у ребенка задержка речи, в первую очередь необходимо его обследовать и получить консультацию хорошего невролога и логопеда.

Если у ребёнка сформированы психологические предпосылки, он вступает в совместную деятельность со взрослым и способен подражать, значит, мы его можем обучать, применяя логопедические методики. Это главное условие для любого обучения и в том числе для проведения логопедической работы.

Если эти механизмы не сформированы или недостаточно сформированы, то требуется вмешательство психолога или адаптация логопедических методик, продление подготовительного этапа. В первую очередь необходимо стимулировать речь ребенка. Эта работа с соблюдением определённых правил проводится в процессе совместного взаимодействия с ребёнком в значимых для него видах деятельности: игровой, манипулятивной, изобразительно-графической и т.д.

Следующее направление: формирование речи: происходит собственно обучение речи в учебной ситуации через многократное повторение с использованием игровых приёмов и включением в коммуникативные ситуации.

Затем проводится коррекционная работа по исправлению речи.

С уважением, учитель-логопед 1 квалификационной категории, Екатерина Владимировна, г. Новокузнецк.

Добрый день! Подскажите куда можно обратиться . Моему ребенку 3.3 он не разговаривает. На своем языке что то лапочет. Мы живем в павлодаре.

Моему сыну почти 4 года, практически не говорил, но все понимал, все просьбы выполнял. Ребенок переживал, сильно. замкнулся. Я тогда уже сама настояла, чтобы нам выписали лекарство. и нам церебролизин в уколах врач назнчил. Проставили первый курс — 14 укольчиков, стал говорить простые слова, мама, папа, пойдем гулять и прочее. Через 5 месяцев повторили курс и ребенок разговорился)).

Сходите к невропатологу. Лучше если выпишут гомеопатическое лекарство. И конечно нужно заниматься развитием речи.

Нам 4,5 года. Мальчик. Живем в г. Харьков. Лечимся с 2-х лет. ходим в логопедический садик. Практически нет сдвигов. Подскажите куда обратиться с данной проблемой.

Нам 3 года, говорит очень мало, папа, мама, баба, ку-ку, дай, уйди, на, ко-ко, мяу, гав, длинные слова получается только несколько слогов произнести. Стоит ли нам забеспокоиться и обратиться к специалисту.

Нам 2.8, знает: звуки животных, мама, папа, дай, пока, ку-ку, а всё остальное — всё у него *аа-аа*

Здравствуйте, а если ребенок говорит, но понимаю его только я, то есть мама, это является задержкой? Ребенку 2,2

Любое копирование запрещено без разрешения администрации.

Источник: http://www.vse-pro-detey.ru/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию