Раздача лекарств детям алгоритм

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Этика раздачи медикаментов больным детям

Техника дачи лекарств детям различного возраста имеет свои особенности.

В отличие от взрослых больных, дети не всегда отчетливо представляют необходимость приема «невкусных» таблеток и микстур и нередко уклоняются от их употребления, могут их выбросить или надежно спрятать и тем самым нарушить курс лечения.

В таких случаях отсутствие эффекта от проводимой терапии врач относит за счет нерационально подобранных лекарств, заменяет их другими, более сильнодействующими.

Период госпитализации затягивается, а запоздалое лечение нередко влечет за собой осложнения заболевания.

Кроме того, внезапная «отмена» таких препаратов, как глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), может вызвать так называемый синдром отмены, который характеризуется возобновлением всех симптомов болезни и более тяжелыми последствиями вплоть до развития коллаптоидкого состояния, опасного для жизни (падение артериального давления, недостаточность сердечной деятельности).

Во избежание этого обычно отмена лекарственного препарата осуществляется медленно, в течение нескольких дней.

Особенно важно контролировать прием глкокортикоидных препаратов при некоторых заболеваниях (болезни соединительной ткани, болезни почек и др.), когда их назначают в больших дозах (по б—10 таблеток в сутки).

В случае необходимости их отмены дозу препарата уменьшают постепенно, в течение нескольких месяцев.

Медицинской сестре следует лично проследить за приемом этих лекарств больным ребенком, строго соблюдая подобранные врачом дозы препарата.

В детском отделении должна быть четко отработана, и строго соблюдаться процедура и порядок раздачи лекарств.

Это поможет избежать досадных ошибок, которые возникают при плохо организованном процессе раздачи лекарств больным.

Порядок начинается со шкафа, где хранятся медикаменты. На верхней полочке обычно ставят лекарства для внутреннего употребления (с белыми этикетками):

  • бутылочки с микстурами — одну за другой в один ряд
  • затем капли
  • далее порошки в пакетиках и коробках.

На второй полке хранят:

  • наружные средства: спирт, йод, перекись водорода, скипидар;
  • затем капли глазные, для носа, ушные;
  • рядом с ними ставят мази;
  • далее отдельно — средства для подкожного введения;
  • около мазей — присыпки и порошки, тут же — пластырь и горчичники.

На третьей полке в больших бутылках хранят дезинфицирующие растворы, а также запасной материал, вощеную бумагу, бинты и вату. Ядовитые и сильнодействующие лекарства (списков «А» и «Б») должны храниться под замком.

Из всех способов введения лекарств в педиатрической практике самым распространенным является прием лекарств (порошки, таблетки, микстуры, капли, настои и отвары лекарственных растений) внутрь.

Этот путь введения самый естественный, безболезненный и удобный для больных.

Медсестры должны помнить, что:

  • детям раннего возраста (до 3 лет) микстура обычно дается чайными ложками (4—5 мл);
  • детям дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет) — десертными (8—10 мл);
  • детям среднего и старшего школьного возраста и подросткам (от 10 лет и старше) — столовыми ложками (15— 20 мл).

Твердые лекарственные вещества могут вводиться внутрь в виде мелкодисперсных порошков, которые, благодаря измельченности, контактируют с большой поверхностью слизистой оболочки желудка, что облегчает их растворение и всасывание.

Детям младшего возраста не следует назначать пилюли, таблетки, гранулы, капсулы: ребенок не может их проглотить или глотает с большим трудом, иногда они могут попасть в дыхательные пути.

Известен случай, когда медсестра при раздаче лекарств положила порошки и таблетки на прикроватную тумбочку, не объяснив матери, как их следует давать больной. У двухлетней девочки во время насильственного введения матерью медикаментов произошла аспирация таблетки, в результате чего наступила асфиксия со смертельным исходом.

При раздаче медикаментов медсестра пользуется листом назначения. В нем есть специальная графа с указанием лекарств, назначаемых внутрь. Медсестра должна уточнить порядок назначения лекарств конкретному больному с учетом приема пищи.

Этика раздачи лекарств является важным составным элементом лечения больных детей. Для успешного выполнения назначений врача при пероральном приеме лекарств наряду с профессиональной грамотностью, четкостью в работе большое значение имеет особый подход к каждому ребенку.

Благоприятное впечатление у больных создают внешний опрятный вид палатной сестры, порядок на столике для раздачи медикаментов с лекарствами, обязательная термическая обработка посуды, из которой больные принимают лекарства (мензурки, ложки, пипетки).

Руки у медсестры должны быть всегда чистыми. При раздаче лекарств необходимо исключать волевые приемы. Это достигается путем спокойного ласкового обращения с больным ребенком, применением в некоторых случаях элементов игры, в других — предварительных бесед об эффективности данных медикаментов.

Особое внимание требуется от медицинской сестры при выполнении назначений тяжело и длительно болеющим детям, которые очень часто проявляют негативизм к лечению и отказываются от приема лекарств.

Медицинская сестра не должна при этом проявлять поспешности. Нужно уметь уговорить ребенка принять лекарства, отвлечь его внимание беседой на другие темы (о школе, игрушках, фильмах, книгах и т. д.).

При всем многообразии проводимых в стационарах диагностических и лечебных процедур незыблемой остается главная функциональная обязанность и цель медицинских работников — лечить не пораженный орган, не болезнь или безликого больного, а ребенка, страдающего определенным заболеванием, с присущими только ему особенностями, что создает неповторимость и своеобразие клинической картины.

В этой связи необходимо помнить, что у больного ребенка легко возникают неврологические и неврозоподобные расстройства психической деятельности, усугубляющие течение соматической болезни и затрудняющие ее лечение.

Во время раздачи лекарств медицинская сестра может заметить ряд отклонений в психике ребенка:

  • категорический отказ от приема лекарств и выполнения других назначений,
  • явления аггравации (преувеличения) симптомов болезни или, наоборот,
  • диссимуляции (их утаивания).

В подобных случаях медицинская сестра может использовать метод психотерапевтического потенцирования, то есть усиления действия медикаментов с помощью прямого и скрытого внушения.

Например, для ребенка дошкольного возраста психотерапевтическое потенцирование и формирование позитивной психологической установки на лечение можно провести в следующей игровой манере: задать ему вопрос:

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Ты хочешь быть летчиком? (космонавтом, футболистом)» и добавить: «Для этого нужно быть сильным и крепким. Выздороветь тебе помогут вот эти таблетки, они твои друзья».

Детям постарше рекомендуется давать более объективную информацию о целенаправленном действии лекарств. Например: «Эта микстура успокаивает кашель; разжижает мокроту, чтобы было легче дышать».

Во время раздачи лекарств медицинской сестре необходимо применять индивидуальный подход к каждому больному и с помощью продуманного психологического воздействия (например, игровой психотерапии) преодолевать затруднения, связанные с приемом лекарств.

При выполнении назначений не следует отвлекать сестру другими делами, не должно быть суетливости, очереди у столика, шума.

На прием медикаментов сестра должна приглашать ребенка по имени, ласковым, спокойным голосом, при этом следует подбодрить его, успокоить и обязательно убедиться, что лекарство принято.

Приведем пример из практики.

Из районной больницы в областную был доставлен больной Н., 14 лет, с диагнозом: ревматоидный артрит, суставно-висцеральная форма, активная стадия.

Состояние мальчика при поступлении было тяжелым: высокая температура тела, отсутствие аппетита, опухание суставов. Из-за боли в суставах он не мог ходить и сидеть.

Больному назначили комплексное медикаментозное противовоспалительное (в том числе гормональное) лечение, другие виды терапии. В первые дни заболевания лекарства вводили внутримышечно.

За короткое время был достигнут хороший эффект: нормализовалась температура, уменьшилась боль и восстановились движения в суставах, повысился эмоциональный тонус.

После достижения клинического эффекта был назначен преднизолон внутрь с постепенным уменьшением его дозы. Медицинская сестра не контролировала прием препарата, надеясь на сознательность мальчика.

Воспользовавшись отсутствием контроля, он перестал принимать лекарство по утрам, то есть самовольно отменил утреннюю (самую большую) дозу преднизолона; его состояние ухудшилось — появился отек суставов, повысилась температура тела до 38° С и пр.

Палатная медицинская сестра заметила на тумбочке больного сложенные таблетки, и он ей признался в самовольном изменении приема препарата. Узнав о нарушениях допущенных в лечении больного, врач назначил глюкокортикоидный препарат в инъекциях.

За короткое время состояние Н. вновь улучшилось, позднее стабилизировалось. После проведения курса лечения в стационаре Н. был выписан для продолжения лечения в амбулаторных условиях.

Этот пример подтверждает важность соблюдения назначений врача, контроля за приемом лекарств внутрь детьми любого возраста, в том числе и подростками.

У некоторых больных после приема микстуры или таблеток может возникнуть рвота. В этих случаях сестра должна успокоить, отвлечь ребенка, напоить его чаем или кипяченой водой, и через некоторое время снова дать лекарство. В случаях упорной рвоты сестра обязана доложить об этом лечащему врачу.

Раздача медикаментов обычно производится по индивидуальным листам назначений в палатах. Предварительно медицинская сестра в спокойной обстановке (во время тихого часа или ночного сна) раскладывает в индивидуальные пакеты или ячейки порошки, таблетки, капсулы, а непосредственно перед входом в палату наливает в мензурки микстуры и капли и раздает их каждому больному, при этом строго следит за приемом лекарств в ее присутствии.

Медикаменты группы «А» следует подготавливать отдельно от всех лекарств.

Начинающая медицинская сестра должна в течение определенного времени поработать с опытными сестрами и овладеть методикой и навыком перорального введения лекарств больным детям.

Обычно микстуру дают с ложечки. Капли разводят в воде и тоже дают с ложечки Порошки и таблетки предварительно разводят или размешивают в воде.

Чтобы ребенок не поперхнулся, лекарство нужно давать за несколько приемов. Не рекомендуется смешивать его с пищей.

В таких случаях после нескольких приемов (особенно насильственных) у ребенка может выработаться отрицательная условно-рефлекторная реакция на кормление и даже появиться анорексия — отвращение к тому виду пищи, к которому добавляли лекарство, обладающее неприятным вкусом или запахом.

Лекарство с неприятным вкусом (горькое, соленое, кислое) дети отталкивают, нередко выплевывают. В этих случаях следует смешивать его с сиропом или сладким чаем.

При сопротивлении ребенка необходимо второму лицу придержать его за руки, зажать ему нос, опрокинуть ложечку с лекарством в рот и держать ее до тех пор, пока ребенок не проглотит лекарство. Совсем маленьким детям следует выливать в рот не все лекарство сразу, а в несколько приемов.

Большинство лекарств нельзя смешивать перед употреблением, особенно заготавливать впрок. При неправильной комбинации препаратов могут возникнуть изменения фармакологического действия и даже образоваться ядовитые соединения.

Медицинская сестра должна всегда помнить, что лекарство лечит, но оно является для ребенка и ксенобиотиком, то есть чужеродным для его организма веществом, способным оказать токсическое влияние на функционально незрелые печень и почки, нервную систему.

Любые лекарства, если забыть об их побочных свойствах, могут вызвать у ребенка лекарственную аллергию, ухудшение течения болезни.

Уместно вспомнить, что более 25 столетий назад Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» предостерег от причинения больному «всякого вреда и несправедливости».

Это деонтологическое требование приобрело еще большее нравственное и профессиональное значение в наше время, когда чрезмерно расширился арсенал лекарственных средств, биопрепаратов, увеличилось число людей с аллергической предрасположенностью, повысилась степень риска лекарственных осложнений.

«Не вреди» — древняя медицинская заповедь продолжает оставаться актуальной, несмотря на огромные достижения современной медицины.

Итак, выполнение врачебных назначений в детской больнице является непростой задачей и требует от медицинской сестры специальных знаний фармакотерапии, предельного внимания к назначению возрастных доз лекарств, определенной настороженности при их приеме, соблюдения этики раздачи медикаментов и деонтологии в общении с больными детьми.

Все эти задачи успешно решаются, если у медицинской сестры выработано чувство глубокой ответственности за свои действия, если она проявляет постоянный живой интерес к судьбе ребенка, стремление помочь и облегчить его страдание, если во все, что делает медицинская сестра, она вкладывает частицу своей души.

Совершенно справедливо писал В.В. Вересаев: «Можно обладать громадными распознавательными талантами, уметь улавливать тонкие детали своих назначений и все это остается бесплодным, если нет способности покорять и подчинять себе душу больного».

Медицинская сестра обязательно должна помнить:

НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ:

Алкалоиды (растворы солей алкалоидов) – с основаниями, белковыми и дубильными веществами, концентрированными растворами бромидов, йодистыми солями, солями тяжелых металлов, марганцовокислым калием.

Ацетилсалициловую кислоту, диуретики – с кислотами, основаниями, солями железа.

Белковые вещества – с алкалоидами, дубильными веществами, спиртами, солями тяжелых металлов, кислотами.

Вазелиновое масло – со спиртом.

Глицерин – с эфиром, хлороформом.

Гликозиды – с основаниями, кислотами, йодом, солями тяжелых металлов.

Камфорный спирт, хлороформ, эфир – с водой.

Кислоты – с хлоралгидратом, тимолом, салолом, резорцином.

Соли металлов (соли тяжелых металлов) – с бромистыми, йодистыми солями, основаниями, кислотами, дубильными веществами, гликозидами.

Источник: http://xn—-7sbbnedsaspp4bidbq2d6j.xn--p1ai/pediatr/15-etika-razdachi-medikamentov-bolnym-detyam.html

РАЗДАЧА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПАЦИЕНТАМ В ОТДЕЛЕНИИ;

Раздача лекарственных средств пациентам

Эффективность энтеральной лекарственной терапии в ЛПУ во многом зависит от принятой методики раздачи лекарственных средств.

Оптимальной методикой раздачи лекарственных средств в стационаре является прием лекарства в присутствии медсестры.

Прежде чем дать лекарственное средство:

· Внимательно прочитайте лист назначения;

· Убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;

· Проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

· Проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

· Будьте особенно внимательны в случае пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получившими одинаковые лекарственные средства.

· Информируйте пациента, чем нужно запивать лекарственное средство.

· Пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Аптеками лекарственные вещества отпускаются в отделения только в

оригинальной заводской или аптечной упаковке!

Запас лекарственных средств в отделениях не должен превышать

Цель: Обеспечить своевременный прием лекарственных препаратов пациентами.

Показания: Является самым удобным способом введения лекарственных средств, при

различных заболеваниях человека.

Противопоказания:1.Категорический отказ пациента от приема лекарств.

4.Бессознательное состояние пациента.

Для рук мед.сестры:1. Жидкое мыло.

Для раздачи лекарств:1. Сестринские листы назначений.

2. Мензурки, ложки.

5. Передвижной столик

6. Графин с водой.

7. Чистый лист бумаги.

1. Медсестра моет руки с мылом и одевает перчатки.

2. Перед раздачей лекарственных средств пациенту, медсестре необходимо сосредоточиться,

быть внимательной, собранной!

3. При раздаче лекарства необходимо внимательно сверить с листом назначений:

а) название на этикетке (без этикетки нельзя давать!).

в) обратить внимание на срок годности, внешний вид лекарственного препарата.

г) жидкие лекарства взболтать, посмотреть на свет.

4. Медсестра следит, за тем, чтобы пациенты принимали лекарственные средства в ее

присутствии, объясняя правила приема(за исключением средств, применяемых во время еды).

до еды принимаются лекарства при заболевании желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), их

принимают за 15 минут до приема пищи; Пример: альмогель, и т.д.

во время еды-лекарства, улучшающие пищеварение; Пример: фестал, панзинорм, сок

желудочный натуральный и т.д. Пример: препараты железа, ацетилсалициловая кислота,

раствор кальция хлорида и т.д.

после еды — раздражающие слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта,

лекарственные средства принимают за 15 минут после приема пищи;

-натощак —принимаются лекарственные средства за 20-60 минут до еды(противоглистные,

слабительные)утром до завтрака.

5. Внутрь принимают таблетки, порошки, капсулы, драже. Для того их нужно поместить на

корень языка и проглотить, запивая ½ стаканом воды.

Микстуры, отвары налить в мензурки; спиртовые настойки, экстракты и другие препараты,

дозирующиеся в каплях, отмеряют пипеткой или капельницей вмонтированной в пробку капают

в мензурку и добавляют немного воды.

6. Под язык принимаются лекарства для быстрого всасывания — валидол, нитроглицерин- в виде

таблеток, капсул или растворов: таблетку положить под язык до полного растворения, при этом

разговаривать пациенту нельзя, растворы наносят на небольшие кусочки сахара до полного

растворения или кусочек хлеба кладут под язык на 10-15 мин; капсулу предлагают больному

раздавить зубами. Сердечные средства должны находиться на тумбочке у пациента постоянно.

7. Снотворные должны быть приняты пациентами за 30 минут до сна (если одновременно

назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного).

8. Порошоквысыпают на корень языка больного и дают запить водой или разводят

предварительно его в воде.

9. Медсестра не имеет права назначать, отменять или заменять лекарства.

10. При приеме внутрь вновь назначенного лекарства медсестре необходимо

наблюдать за пациентом для своевременного выявления возможных

побочных реакций или осложнений.

Обо всех побочных реакциях на прием лекарств, а также об отказе пациента от приема лекарств немедленно сообщить врачу.

1. Лекарства раздражающие ЖКТ запивать молоком, киселем.

2. Сульфаниламидные препараты запивать щелочным питьем ( боржоми, 0,5ч. л натрия

гидрокарбоната на 200 мл воды).

3. Аспирин-растолочь, растворить в 100 мл воды и принять после еды.

4. Тетрациклин — нельзя запивать молоком, т.к. от этого образуются нерастворимые соединения.

5. Препараты железа — не измельчать, а при секреторной недостаточности

запивать желудочным соком. Из пищевых продуктов исключаются дубильные вещества, чай,

кофе, молочные продукты.

Возможные проблемы пациента при приёме лекарственных препаратов:

Отказ от приема препарата в данной форме.

Чувство дискомфорта после приёма препарата.

Негативное отношение пациента к приёму лекарственных средств.

Необоснованный отказ от приема лекарственных средств.

Источник: http://studopedia.su/5_3667_razdacha-lekarstvennih-sredstv-patsientam-v-otdelenii.html

/ Алгоритм манипуляций медицинской сестры

Оценка достигнутых результатов. Температура тела измерена (разными способами) и зарегистрирована в температурных листах.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действия медицинской сестры.

Не измеряйте температуру у спящих пациентов.

Температуру измеряют, как правило, два раза в день: утром натощак (с 7 до 9 часов) и вечером (с 17 до 19). По назначению врача температура может измеряться через каждые 2-3 часа.

ВЫБОР НАЗНАЧЕНИЙ ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ № 46/88

Цель. Выбрать назначения из истории болезни и записать в соответствующую документацию.

Показания: Назначение врача.

Листы раздачи лекарственных препаратов.

Журнал для инъекций, в/в вливаний,

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

Выбирайте назначения из истории болезни ежедневно в удобное для медицинской сестры время, свободное от ухода за пациентом, после завершения обхода всех больных врачами и записей назначений в историю болезни.

Выбирайте назначения для процедурной медицинской сестры и записывайте их в журнал для инъекций.

Выбирайте отдельно назначение на консультации, исследование и заносите их в соответствующие журналы.

Убедитесь в правильности понимания ваших записей при передаче дежурства.

Оценка достигнутых результатов.Назначения выбраны из истории болезни и переписаны в соответствующую документацию.

РАСКЛАДКА И РАЗДАЧА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЭНТЕРАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ № 48/90.

Цель. Подготовить лекарственные средства к раздаче и приему пациентами.

Показания: Назначение врача.

Противопоказания. Выявляются в процессе обследования пациента медицинской сестрой.

Лекарственные средства для внутреннего употребления.

Передвижной столик для раскладки лекарственных средств.

Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями).

Емкость с кипячёной водой.

Емкость для дезинфекции.

Возможные проблемы пациента:

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды.

При введении лекарственных средств через рот:

Вымойте руки и вытрите их насухо.

Ознакомьтесь внимательно с листами назначений.

Прочтите внимательно название лекарственного средства и дозировку на упаковке, сверьте его с листом назначения.

Обратите внимание на срок годности лекарственного средства.

Разложите назначенные лекарственные средства по ячейкам на каждого пациента на один прием.

Не оставляйте лекарственные средства на тумбочках у постели пациента (за исключением нитроглицерина или валидола).

Информируйте пациента о назначенных ему лекарственных средствах, о правилах его приема и о возможных побочных действиях.

Проследите, чтобы пациент принял назначенные лекарственные средства в вашем присутствии.

Обработайте использованные мензурки и пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов: Лекарственные средства разложены в соответствии с листами назначений и обеспечен своевременный прием их пациентами.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Нельзя заменять лекарственное средство другим без согласования с врачом.

Нельзя хранить лекарственные средства без этикеток.

Перед приемом порошка пациентом разведите его предварительно водой.

Водные растворы (микстуры, отвары, настои) давайте из ложки (1 ст. ложка — 15 г, 1 д.л. — 10 г, 1 ч.л. – 5 г) или мензурки.

Запрещается любое перетаривание лекарственных средств.

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИНГАЛЯЦИОННЫМ СПОСОБОМ ЧЕРЕЗ РОТ И НОС № 52/96

Цель: Обучить пациента технике ингаляции с помощью ингаляционного баллончика.

Показания: Бронхиальная астма (для улучшения проходимости бронхов).

Противопоказания: Выявляются в процессе обследования пациента.

Ингалятор с лекарственным веществом.

Ингалятор без лекарственного вещества.

Возможные проблемы пациента:

Страх, перед применением ингалятора или лекарственного вещества.

Снижение интеллектуальных возможностей и др.

Затрудненный вдох при введении лекарственного вещества через рот.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

Информируйте пациента о пользовании ингалятора.

Информируйте пациента о лекарственном средстве.

Проверьте название и срок годности лекарственного вещества.

Продемонстрируйте пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственных веществ.

Снимите с мундштука баллончика защитный колпачок.

Поверните баллончик с аэрозолем вверх дном.

Сделайте глубокий выдох.

Возьмите мундштук баллончика в рот, плотно обхватив его губами.

Сделайте глубокий вдох через рот и одновременно нажмите на дно баллончика.

Задержите дыхание на 5-10 сек.

Извлеките мундштук изо рта.

Сделайте спокойный выдох.

Предложите пациенту самостоятельно выполнить процедуру с ингалятором, наполненным лекарственным веществом.

Закройте ингалятор защитным колпачком.

Оценка достигнутых результатов: Пациент правильно продемонстрировал технику ингаляции с помощью ингаляционного баллончика.

Примечание: Количество ингаляций определяет врач. Если состояние пациента позволяет, то лучше эту процедуру проделать стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее.

ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ПРЯМУЮ КИШКУ № 53/97

Цель: Введение в прямую кишку жидких лекарственных средств.

Показания. По назначению врача.

Емкость для дезинфекции.

Возможные проблемы пациента:

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

Достаньте из холодильника упаковку суппозитория,

Прочтите название и срок годности.

Отгородите пациента ширмой (если в палате он не один).

Подложите под пациента клеенку.

Уложите пациента на левый бок с согнутыми в коленях ногами,

Вскройте оболочку, в которую упакован суппозиторий, не извлекая суппозитория из оболочки.

Попросите пациента расслабиться, разведите ягодицы одной рукой, а другой введите суппозиторий в анальное отверстие (оболочка останется у вас в руке).

Предложите пациенту принять удобное положение для него.

Обработайте их в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов: Суппозитории введены в прямую кишку.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

СБОРКА ШПРИЦА СО СТЕРИЛЬНОГО ЛОТКА И СТЕРИЛЬНОГО СТОЛА, ИЗ КРАФТ-ПАКЕТА № 54/99а

Показания. Необходимость введения пациенту лекарственного вещества по назначению врача,

Стерильный лоток, стол, крафт-пакет.

Стерильная емкость с дезинфицирующим раствором для стерильного пинцета.

Стерильный флакон с 70 градусным спиртом (АХД или другими антисептиками).

Стерильные шприцы и иглы.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

Проверьте бирку на биксе.

Поставьте дату вскрытия бикса и подпись, откройте бикс, проверьте индикатор.

Возьмите из бикса бязевую упаковку с пинцетами.

Выньте из бязевой упаковки 1 пинцет и положите его в стерильный лоток.

Выньте из бикса бязевую упаковку со шприцами и иглами.

Проверьте бирку на упаковке.

Вскройте наружную упаковку руками.

Возьмите в правую руку стерильный пинцет и вскройте внутреннюю упаковку.

Выньте цилиндр шприца из упаковки.

Переложите его в левую руку, держа за середину цилиндра.

Возьмите правой рукой пинцетом поршень шприца за рукоятку

Введите с помощью пинцета поршень в цилиндр шприца.

Возьмите правой рукой пинцетом иглу за канюлю.

Наденьте иглу с помощью пинцета на подыгольный конус шприца, не касаясь руками острия иглы.

Положите пинцет в емкость с дезинфицирующим раствором.

Притрите канюлю иглы к подыгольному конусу шприца пальцами правой руки.

Проверьте проходимость иглы.

Положите готовый шприц на внутреннюю поверхность бязевой упаковки или стерильного лотка.

Шприц готов к набору лекарства.

Оценка достигнутых результатов. Шприц собран.

НАБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЗ АМПУЛ И ФЛАКОНОВ №55/100.

Цель: Набрать лекарственное вещество.

Показание: Необходимость введения пациенту лекарственного вещества по назначению врача,

Ампулы или флаконы с лекарственным веществом.

Стерильный шприц и игла.

Стерильный бикс с шариками и салфетками.

Набор лекарственного вещества из ампулы.

Приготовьте нужное лекарство.

Проверьте на упаковке срок годности лекарства и его Дозировку, обратив внимание на способ введения.

Обратите внимание на прозрачность и цвет лекарства.

Встряхните слегка ампулу так, чтобы весь раствор оказался в широкой ее части.

Возьмите в правую руку стерильный пинцет.

Достаньте стерильным пинцетом из стерильного бикса шарик, смочите его 70 градусным спиртом.

Обработайте узкую часть ампулы шариком со спиртом.

Положите узкую часть ампулы на подушечку указательного пальца левой руки на шарик.

Возьмите пилочку и надпилите узкую часть ампулы.

Отломите шариком кончик ампулы и выбросите его в лоток,

Поставьте вскрытую ампулу на стол.

Возьмите приготовленный шприц в правую руку, придерживая муфту иглы 2-м пальцем, цилиндр — 1-м, 3-м и 4-м пальцами, поршень — 5-м.

Возьмите приготовленную ампулу в левую руку между 2-м и 3-м пальцами («вилочка»),

Введите осторожно иглу в ампулу.

Придержите первым и пятым пальцами левой руки цилиндр, 4-м — муфту иглы.

Обхватите рукоятку шприца 1-м, 2-м, 3-м пальцами правой руки.

Потяните поршень на себя.

Наберите нужное количество лекарства.

Поставьте ампулу на стол.

Смените иглу на нужную иглу для данной инъекции.

Притрите иглу к конусу пальцами правой руки.

Возьмите шприц в левую руку, придерживая канюлю иглы 2-м пальцем, цилиндр — 3-м и 4-м пальцами, а поршень — 5-м.

Поверните шприц вертикально вверх и уладите из него воздух, придерживая канюлю иглы.

Положите шприц на стерильный лоток и прикроите его стерильной салфеткой или оставьте шприц на стерильной части внутренней упаковки бязи и прикройте его стерильной частью.

Оценка достигнутых результатов: Назначенное лекарственное вещество набрано в шприц,

РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ № 56/101

Цель: Развести антибиотики.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Индивидуальная непереносимость.

Иглы стерильные для в/м инъекций и для набора лекарственных веществ.

Раствор хлорида натрия 0,9%, стерильный.

Флаконы с антибиотиками.

Лоток для сброса.

Пинцет не стерильный (или ножницы).

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

Вымойте руки и обработайте шариком со спиртом.

Возьмите флакон с антибиотиком.

Прочтите надпись на флаконе (название, доза, срок годности).

Вскройте алюминиевую крышку в центре не стерильным пинцетом.

Обработайте шариком со спиртом резиновую пробку.

Возьмите ампулу с растворителем 0,9 % раствор хлорида натрия, прочтите еще раз название.

Обработайте ампулу шариком со спиртом.

Надпилите и вскройте ампулу с растворителем.

Наберите в шприц нужное количество растворителя из расчета 1 мл (0,5 мл) растворителя на каждые 100 000 ЕД. антибиотика.

Возьмите флакон и введите в него набранный растворитель.

Отсоедините шприц, иглу оставьте во флаконе.

Встряхните флакон с иглой до полного растворения антибиотика.

Наденьте иглу с флаконом на подыгольный конус шприца.

Поднимите флакон вверх дном и наберите содержимое флакона или его часть в шприц.

Снимите флакон вместе с иглой с подыгольного конуса шприца.

Наденьте и закрепите на подыгольном конусе шприца иглу для в/м инъекций.

Проверьте проходимость этой иглы, пропустив немного раствора через иглу.

Оценка достигнутых результатов: Антибиотики разведены.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИКОЖНЫХ ИНЪЕКЦИЙ № 57/102

Цель: Ввести внутрикожно лекарственное вещество.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Выявляются в процессе обследования.

Шприц стерильный 1 мл.

Иглы стерильные для в/к инъекции и для набора лекарственных веществ.

Лекарственные вещества для введения (сыворотки, аллергены, анатоксины, антибиотики и др.).

Шарики ватные стерильные.

Лоток для сброса

Емкость с дез. растворами.

Возможные проблемы пациента:

Непереносимость лекарственного вещества.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

Информируйте пациента о вводимом лекарственном веществе.

Помогите пациенту занять нужное положение.

Наденьте перчатки и обработайте их шариком со спиртом.

Соберите шприц и наберите в него нужное количество лекарственного вещества.

Обработайте место инъекции спиртом, делая мазки в одном направлении.

Обхватите левой рукой предплечье пациента снаружи и натяните кожу в месте инъекции.

Возьмите шприц с иглой в правую руку.

Введите в кожу конец иглы, держа ее срезом вверх почти параллельно коже.

Перенесите на поршень левую руку и введите назначенную дозу лекарственного вещества.

Извлеките быстрым движением иглу и приложите сухой стерильный шарик.

Обработайте шприц, иглы, использованные шарики в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Объясните пациенту, что на место инъекции не должна попадать вода в течение определенного времени (если инъекция выполнялась с диагностической целью).

Оценка достигнутых результатов: Лекарственное вещество введено внутрикожно.

Примечания. Внутрикожная инъекция делается в среднюю треть внутренней поверхности предплечья. Пробу читает врач или специально обученная медицинская сестра.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДКОЖНЫХ ИНЪЕКЦИЙ № 58/103

Цель: Ввести лекарственное вещество подкожно.

Показание: По назначению врача.

Противопоказание: Индивидуальная непереносимость вводимого лекарственного вещества.

Шприц стерильный 1-2 мл.

Ампулы с лекарственным веществом.

Иглы стерильные для подкожного введения и набора лекарственного вещества.

Шарики ватные стерильные.

Лоток для сброса.

Емкости с дез. растворами.

Возможные проблемы пациента:

Страх перед инъекцией.

Индивидуальная непереносимость вводимого лекарственного вещества.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

Сообщите пациенту необходимую информацию о лекарственном препарате.

Помогите пациенту занять нужное положение.

Обнажите у пациента место инъекции.

Вымойте руки, наденьте перчатки, обработайте их шариком со спиртом.

Наберите в шприц назначенное лекарственное вещество.

Определите место инъекции.

Обработайте место инъекции стерильным шариком, смоченным спиртом, площадью 10х10 см в одном направлении.

Обработайте место инъекции вторым стерильным шариком ее спиртом площадью 5х5 см в одном направлении.

Выпустите воздух из шприца.

Возьмите шприц в правую руку, вторым пальцем придерживайте муфту иглы, пятым пальцем поршень, а остальными цилиндр.

Возьмите кожу в месте инъекции в складку первым и вторым пальцами левой руки.

Введите иглу под кожу в основание кожной складки под углом 30-45 градусов к поверхности кожи срезом вверх на 2/3 длины иглы.

Перенесите левую руку на поршень.

Оттяните слегка поршень на себя, убедитесь, что игла не попала в сосуд (отсутствие крови в шприце).

Введите медленно лекарственное вещество.

Прижмите сухим стерильным шариком место инъекции и быстрым движением извлеките иглу.

Спросите пациента о самочувствии.

Обработайте шприц, иглу, шарики, перчатки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов: Лекарственное вещество введено подкожно.

Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания. Места для подкожных инъекций:

Верхняя наружная поверхность плеча.

Верхняя наружная поверхность бедра.

Передняя брюшная стенка.

ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИМЫШЕЧНЫХ ИНЪЕКЦИЙ № 59/104

Цель: Ввести лекарственный препарат внутримышечно.

Показания: По назначению врача, в соответствии с листом назначений.

Противопоказания. Выявляются в процессе обследования: инфаркт, абсцесс, непереносимость лекарственных веществ.

Лоток для использованных шприцов.

Стерильный шприц со стерильными иглами.

Бикс со стерильными ватными шариками в упаковке.

Спирт 70% или другими дезинфицирующими среде вами.

Емкость с дезинфицирующими средствами.

Возможные проблемы пациента:

Пациент негативно настроен к вмешательству.

Инфильтрат или другое поражение кожи на месте предстоящей инъекции.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

Информируете пациента о вводимом лекарственном препарате;

Спросите пациента, не нужно ли его отгородить ширмой (если он в палате не один).

Помогите пациенту принять нужное положение.

Помогите пациенту освободить от одежды нижний участок тела.

Наденьте перчатки и обработайте их шариком со спиртом.

Определите место инъекции.

Обработайте место инъекции площадью 10х10 см шариком со спиртом в одном направлении.

Обработайте место инъекции 5х5 см другим шариком ее спиртом в одном направлении.

Выпустите воздух из шприца.

Возьмите шприц в правую руку, расположите его перпендикулярно к поверхности тела пациента, 2-м пальцем придержите поршень, 5-й расположите на канюле иглы, остальные пальцы на цилиндре.

Фиксируйте кожу на месте прокола.

Введите иглу в мышцу под углом 90 градусов на 2/3 длины иглы.

Оттяните левой рукой поршень на себя, убедитесь в отсутствии крови в шприце (обязательно при введении масляных растворов).

Введите лекарственное вещество.

Прижмите сухим стерильным шариком место инъекции.

Извлеките быстрым движением шприц с иглой.

Положите шприц в лоток для использованных инструментов.

Помогите пациенту занять удобное для него положение.

Обработайте шприц, иглы, шарики, перчатки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка результатов: Назначенный лекарственный препарат введен в/м.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Внутримышечную инъекцию производят в верхний наружный квадрант ягодицы и среднюю треть наружной поверхности бедра (латеральная широкая мышца бедра).

Зону, пригодную для инъекции, можно установить по костным ориентирам. Для этого мысленно проведите линию от остистого отростка пятого поясничного позвонка к большому вертелу бедренной кости. Седалищный нерв расположен ниже этой линии, и инъекцию можно делать выше нее.

При выполнении инъекции у маленьких детей и истощенных взрослых следует взять кожу и мышцу в складку, чтобы быть уверенным, что лекарственный препарат попал именно в мышцу.

Масляные растворы перед введением необходимо подогреть на водяной бане до температуры 38° С.

Бициллин (антибиотик пролонгированного действия) разводить физиологическим раствором (меньше пенится), вводить сразу же, так как суспензия быстро кристаллизируется.

После введения масляных растворов и бициллина к месту инъекции приложить грелку.

ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИВЕННЫХ ИНЪЕКЦИЙ № 60/105

Цель: Ввести лекарственное вещество в вену с помощью шприца.

Показания: Необходимость быстрого действия лекарственного вещества, невозможность использовать другой путь введения для данного вещества и др.

Плохое состояние вен.

Психическое возбуждение пациента.

Ватные шарики 4-5 штук.

Этиловый спирт 70°.

Емкости для дезинфекции.

Возможные проблемы пациента:

Отказ пациента от инъекции.

Страх перед инъекцией.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

Усадите или уложите пациента так, чтобы рабочая рука была в разогнутом состоянии ладонью вверх.

Положите под локоть валик.

Наденьте стерильные перчатки.

Наложите жгут на 5 см выше локтевого сгиба через полотенце или одежду пациента.

Попросите пациента поработать кулаком, сделайте массирующие движения от ладони к локтевому сгибу, нагнетая кровь.

Обследуйте локтевой сгиб, найдите подходящую для пункции вену.

Обработайте локтевой сгиб широко 10х10 спиртовым шариком — сверху вниз от центра периферии.

Обработайте 2-м спиртовым шариком в той же последовательности.

Высушите место обработки сухим стерильным шариком.

Обработайте перчатки шариком со спиртом.

Убедитесь в том, что в шприце нет воздуха, а игла хорошо держится на подыгольном конусе.

Фиксируйте вену локтевого сгиба натяжением кожи, с помощью большого пальца левой руки.

Фиксируйте шприц и иглу правой рукой, как для подкожной инъекции. Игла срезом вверх.

Введите иглу, осторожно, параллельно вене на 1/3 длины.

Пунктируйте вену осторожно.

Оттяните поршень на себя левой рукой по поступлению крови в шприц. Убедитесь, что вы находитесь в вене.

Снимите левой рукой жгут, попросите пациента разжать кулак.

Введите лекарственное вещество, соблюдая необходимую скорость в кровяное русло, надавливая на поршень левой рукой, оставив в шприце один 0,1- 0,2 мл лекарственного вещества.

Закончив введение, приложите к месту введения шарик со спиртом и обратным быстрым, но аккуратным движением удалите иглу из вены.

Согните руку пациента в локтевом сгибе. Шарик со спиртом оставьте на месте. Попросите пациента фиксировать руку в таком положении еще 5 мин.

Убедитесь в прекращении кровотечения.

Наложить давящую асептическую повязку на место инъекции, если пациент слаб или без сознания.

Обработайте шприц, иглы, перчатки, использованный перевязочный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/6059155/page:4/

Ссылка на основную публикацию