Среда средство развития ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка

Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка

«Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия» (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Энциклопедический словарь)

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Предметно- развивающая среда в нашем детском саду организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. При организации зон учитываются интересы мальчиков и девочек.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Предметно- развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, постоянно пополняется и обновляется. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления.

Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В ДОУ оформляется и регулярно пополняется портфолио ребенка, в котором отражаются достижения ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехи на протяжении дошкольной жизни. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким.

Портфолио хранится в приёмных групп, в результате оно доступно и детям и родителям и педагогам. Каждый из них может в любое время пополнить портфолио различными материалами.

На прогулочных площадках ДОУ создаются (в летнее время — на песке, в зимнее время года – на снегу) различные постройки. Уделяется внимание украшению веранд и участков, что позволяет придать каждому участку индивидуальность и неповторимость.

В ходе участия в стажировочной площадке в предметно- развивающей среде наших групп появились следующие уголки, направленные на индивидуализацию среды:

«Уголок именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, «Паровозика желаний», чудесного мешочка с желаниями и т. д.

стенды «Я умею, я люблю, хочу научиться» заполняются со слов ребенка и раскрывают его интересы и возможности.

уголок «Мое настроение». Даёт возможность отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, оценивать и найти способ изменить его.

«Панорама добрых дел». Накопленные в течение месяца достижения ребенка, представленные в рубрике, служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.

Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события.

«Имя ребёнка». В группе стараемся, чтобы имя ребёнка встречалось как можно чаще, что показывает ему его важность и значимость для взрослых, для сверстников. Поэтому мы постарались подписать имена детей там, где это было можно сделать: стульчики, кабинки, экран настроения и т. д.

«Остров сокровищ». Полочка, на которой могут хранится личные вещи детей.

«Я пришел, и я пришла», «Я все съел, и я все съела». Дети в старших группах сами прописывают на листочках своё имя в соответствующей колонке, а в младших группах это делается с помощью наклеивания соответствующих картинок.

«Минипортфолио». На кабинках групп появились минипортфолио, выполненные в различном стиле, что позволяет подчеркнуть индивидуальность каждого ребёнка.

«Девочки и мальчики». В группах появился уголок, в котором ребята сами могут посчитать, сколько сегодня девочек, а сколько мальчиков. Считать самих себя оказалось очень интересно.

Подписывают свои творческие работы, оформляют поздравительные газеты своим товарищам, подписывают открытки для мам.

В группах постоянно организовываются спонтанные творческие выставки.

«Медали дежурных». Ребята с радостью выполняют обязанности дежурных, надевая данный атрибут.

«Новости дня, недели». Сообщение темы недели, проекта, информация по теме, написанные воспитателем совместно с детьми и вывешенные на всеобщее обозрение.

Игровые макеты. Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.

Детское коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».

Уголки групп пополнились играми-самоделками, изготовленными дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Создание условий развития для каждого ребенка является главной идеей индивидуализация среды. Содержание предметной среды должно отражать индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива группы в целом. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Понимая всю важность этой проблемы, мы начали с повышения квалификации педагогов в вопросе создания развивающей среды, чему немало поспособствовало участие воспитателей ДОУ в практико-ориентированных семинарах, проводимых стажировочной площадкой.

Приезжая с семинаров стажировочной площадке в ДОУ проводились семинары для всего педагогического коллектива. На стажировочную площадку были направлены два воспитателя, один из которых работает с детьми старшего дошкольного возраста, а вторая – с детьми младшего и среднего возраста. Следовательно, каждый из них выносил из семинаров материал, ориентированный на детей своей возрастной группы.

Практика показывает, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы, включающие каждого педагога в активную работу.

Поэтому мы решили практическое воплощение вопроса о создании предметно- развивающей среды осуществить в виде конкурсов, которые за последний год были проведены в ДОУ:

1. Оформление «Портфолио группы».

2. Лучший психологический уголок группы

3. Презентация уголков экспериментальной деятельности.

4. «Огород на подоконнике»

5. Скульптуры из снега «Вот что я умею!» (ежегодно)

Для организации и проведения каждого конкурса создается положение, где указываются цели, задачи, сроки проведения конкурса, критерии оценки, состав жюри.

Проведение подобных конкурсов пополняет и обогащает среду групп, делает её индивидуальной и неповторимой. Так в результате проведения конкурса «Лучший психологический уголок» психологические уголки групп пополнились различным материалом: картотеки релаксационных упражнений, упражнений на чередование напряжения и расслабления, мирилки, «коврик дружбы», «Стаканчик для крика» и многое другое.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Насыщенная предметно- развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Поиск инновационных подходов к организации предметно — развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются — ФГОС ДО и творчество, талант и фантазия педагогов.

Арттерапия — лечение искусством Работая над темой «Дошкольное детство — время рождения личности». Мы решили поделится своими достижениями с читателями Усольской городской.

Создание развивающей среды для совместной познавательной деятельности детей и педагога оздание развивающей среды для совместно-познавательной деятельности детей и педагога с учётом ФГТ. Вопрос создания предметно-развивающей.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Народные средства плача детей

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/predmetno-razvivayuschaja-sreda-kak-sredstvo-razvitija-reb-nka.html

Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка

Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка

«Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия» (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Энциклопедический словарь)

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Предметно- развивающая среда в нашем детском саду организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. При организации зон учитываются интересы мальчиков и девочек.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Предметно- развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, постоянно пополняется и обновляется. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления.

Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В ДОУ оформляется и регулярно пополняется портфолио ребенка, в котором отражаются достижения ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехи на протяжении дошкольной жизни. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким.

Портфолио хранится в приёмных групп, в результате оно доступно и детям и родителям и педагогам. Каждый из них может в любое время пополнить портфолио различными материалами.

На прогулочных площадках ДОУ создаются (в летнее время — на песке, в зимнее время года – на снегу) различные постройки. Уделяется внимание украшению веранд и участков, что позволяет придать каждому участку индивидуальность и неповторимость.

В ходе участия в стажировочной площадке в предметно- развивающей среде наших групп появились следующие уголки, направленные на индивидуализацию среды:

«Уголок именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, «Паровозика желаний», чудесного мешочка с желаниями и т. д.

стенды «Я умею, я люблю, хочу научиться» заполняются со слов ребенка и раскрывают его интересы и возможности.

уголок «Мое настроение». Даёт возможность отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, оценивать и найти способ изменить его.

«Панорама добрых дел». Накопленные в течение месяца достижения ребенка, представленные в рубрике, служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.

Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события.

«Имя ребёнка». В группе стараемся, чтобы имя ребёнка встречалось как можно чаще, что показывает ему его важность и значимость для взрослых, для сверстников. Поэтому мы постарались подписать имена детей там, где это было можно сделать: стульчики, кабинки, экран настроения и т. д.

«Остров сокровищ». Полочка, на которой могут хранится личные вещи детей.

«Я пришел, и я пришла», «Я все съел, и я все съела». Дети в старших группах сами прописывают на листочках своё имя в соответствующей колонке, а в младших группах это делается с помощью наклеивания соответствующих картинок.

«Минипортфолио». На кабинках групп появились минипортфолио, выполненные в различном стиле, что позволяет подчеркнуть индивидуальность каждого ребёнка.

«Девочки и мальчики». В группах появился уголок, в котором ребята сами могут посчитать, сколько сегодня девочек, а сколько мальчиков. Считать самих себя оказалось очень интересно.

Подписывают свои творческие работы, оформляют поздравительные газеты своим товарищам, подписывают открытки для мам.

В группах постоянно организовываются спонтанные творческие выставки.

«Медали дежурных». Ребята с радостью выполняют обязанности дежурных, надевая данный атрибут.

«Новости дня, недели». Сообщение темы недели, проекта, информация по теме, написанные воспитателем совместно с детьми и вывешенные на всеобщее обозрение.

Игровые макеты. Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.

Детское коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».

Уголки групп пополнились играми-самоделками, изготовленными дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Создание условий развития для каждого ребенка является главной идеей индивидуализация среды. Содержание предметной среды должно отражать индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива группы в целом. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Понимая всю важность этой проблемы, мы начали с повышения квалификации педагогов в вопросе создания развивающей среды, чему немало поспособствовало участие воспитателей ДОУ в практико-ориентированных семинарах, проводимых стажировочной площадкой.

Приезжая с семинаров стажировочной площадке в ДОУ проводились семинары для всего педагогического коллектива. На стажировочную площадку были направлены два воспитателя, один из которых работает с детьми старшего дошкольного возраста, а вторая – с детьми младшего и среднего возраста. Следовательно, каждый из них выносил из семинаров материал, ориентированный на детей своей возрастной группы.

Практика показывает, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы, включающие каждого педагога в активную работу.

Поэтому мы решили практическое воплощение вопроса о создании предметно- развивающей среды осуществить в виде конкурсов, которые за последний год были проведены в ДОУ:

1. Оформление «Портфолио группы».

2. Лучший психологический уголок группы

3. Презентация уголков экспериментальной деятельности.

4. «Огород на подоконнике»

5. Скульптуры из снега «Вот что я умею!» (ежегодно)

Для организации и проведения каждого конкурса создается положение, где указываются цели, задачи, сроки проведения конкурса, критерии оценки, состав жюри.

Проведение подобных конкурсов пополняет и обогащает среду групп, делает её индивидуальной и неповторимой. Так в результате проведения конкурса «Лучший психологический уголок» психологические уголки групп пополнились различным материалом: картотеки релаксационных упражнений, упражнений на чередование напряжения и расслабления, мирилки, «коврик дружбы», «Стаканчик для крика» и многое другое.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Насыщенная предметно- развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Поиск инновационных подходов к организации предметно — развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются — ФГОС ДО и творчество, талант и фантазия педагогов.

Арттерапия — лечение искусством Работая над темой «Дошкольное детство — время рождения личности». Мы решили поделится своими достижениями с читателями Усольской городской.

Создание развивающей среды для совместной познавательной деятельности детей и педагога оздание развивающей среды для совместно-познавательной деятельности детей и педагога с учётом ФГТ. Вопрос создания предметно-развивающей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Герпес ребенка лечение народными средствами

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/predmetno-razvivayuschaja-sreda-kak-sredstvo-razvitija-reb-nka.html

Сайт для воспитателей детских садов

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

(из опыта работы)

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Показателем творческого развития индивида является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

  • творческая активность , т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
  • самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
  • интеллект , «интеллектуальные способности»,
  • «музыкальный интеллект» — способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
  • знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

  • информационный , позволяющий развивать интеллект;
  • социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
  • эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р.М. Чумичева).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями.

Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

• Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду — на свежем воздухе):

— совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

— самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.

— совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

— самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).

Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в нашем дошкольном учреждении?

Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей работы по музыкальному воспитанию, я пришла к выводу, что необходимо использовать музыкальную среду для развития креативности у дошкольников.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.

Часть зала отделяется занавесом – это сцена, где дети разыгрывают музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD -плейер.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.

Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это через следующие виды деятельности:

  • восприятие,
  • исполнительство,
  • творчество
  • музыкально- образовательную деятельность.

Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэто­му музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюде­ния следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется сов­местно с воспитателем в группе и в кружках музыкаль­ного творчества, организуемых мною. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинте­ресовать их в слушании знакомой музы­ки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музы­кальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (ут­ренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Ангина у ребенка народные средства

Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музы­кальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведе­ниями доступными им по стилю.

На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на музыкальных занятиях по различным видам деятельности.

Само­стоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наи­большим потенциалом развития креа­тивности дошкольников.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.

В нашей работе мы используем различные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.

Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

2. Музыкально-образовательная среда семьи

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад — это первый внесемейный социальный ин­ститут, в котором начинается система­тическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совмест­ной работы с родителями за­висит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понима­ние родителями значе­ния музыкального воспи­тания детей, поэтому я совместно с воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;
  • научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;
  • способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведе­ний об их музыкальной культуре (их музыкальные предпо­чтения), об их осведом­ленности о музыкальном развитии детей, их отно­шении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Мною наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако, я убедилась, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.)

С целью музыкального просвещения родите­лей мы организуем проведение родитель­ских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных кон­сультаций, а также организацию обрат­ной связи, анкети­рование, информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспита­нию (подборки педагогической и пси­хологической литературы).

Чтобы приобщить родителей к совмест­ной музыкальной деятельности, мы с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, вы­ставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музы­кальный инструмент.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском саду, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.

Среда социума значительно отлича­ется от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип цело­стности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.).

Информационный фактор предусмат­ривает согласование педагогами и родителями воз­можностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, му­зыкальные произведения, с которыми наши дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы — они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удоволь­ствие от встречи со знакомыми произ­ведениями и более активно и совершен­но осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музы­кальном просвещении детей. Этим от­личается и эмоциональный фактор. Ув­леченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулиро­вания творческой активности детей. Использование возмож­ностей социальной среды способствует личностному росту детей — развитию их му­зыкальности в целом, художе­ственной и общей культуры, творческого воображения.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

При организации му­зыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру на себя ведущую роль, выполняя различные педаго­гические функции:

  • проводить диагностику среды и личност­ных качеств детей (музыкаль­ность, креативность, эмпатийность);
  • организовывать музыкально-образовательный процесс;
  • консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания.

Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении правильно организованная музыкальная среда стала средством развития личности ребенка.

1. Новосёлова Л.В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение, 1997 г.

2. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.

3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.

Добавить комментарий

Читайте также

Встречи в музыкальной гостиной. Сен-Санс, «Карнавал животных»

Технологическая карта Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Прогулка в лес»

Этическая беседа в старшей группе. Тема: «Мои желания. Одному плохо»

Опыт взаимодействия педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда «Гендерный подход в новых условиях ФГТ»

Родительское собрание в форме «Что, где, когда?» на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»

Работа с родителями по изготовлению поделок из бросового и природного материала

Консультация для родителей «Использование приемов РТВ для развития творчества в игровой деятельности дошкольников»

Разработка содержания мероприятия с родителями «Развитие мелкой моторики рук»

Творческий проект по ознакомлению и организации сюжетно-ролевых игр младших дошкольников в условиях ФГОС. Профессии: «Повар, пекарь, кондитер»

Проект «Наш город — Томск»

Проект в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»

Познавательно-исследовательский проект «Из чего булки делают?»

Комментарии

Свежие публикации

Новое в блогах

  • Чубрынина Марина Дмитриевна – Лэтбук на тему: Здоровье планеты в моих руках. (21.12)
  • Передельская Галина Николаевна – Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Чудо игрушка» (дымковская роспись) (21.12)
  • Marina – Как бороться с детским эгоизмом (21.12)
  • Marina – ФГОС для педагога. (21.12)
  • Marina – Информационные технологии в работе с детьми в ДОУ. (21.12)

© Дошколенок.ру 2011 — 2014. Сайт для воспитателей детских садов.

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 28 ноября 2013 года. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56217.

Источник: http://dohcolonoc.ru/cons/1391-muzykalnaya-sreda-kak-sredstvo-razvitiya-kreativnosti-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию