Средства устной речи детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

Формирование правильной устной речи детей

Нуртдинова Р.К., воспитатель Iкатегории

МДОУ "Сказка" г.Буинск РТ

Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений — формирование правильной устной речи детей.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка.

Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них особое место занимает К. Д. Ушинский — основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е. Н., Симонович А. С., Тихеевой Е. И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н. К., Флерина Е. А., и многие другие.

При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение на становление речи функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

В дальнейшем особую роль в развитии функций руки имеют игры. Давайте рассмотрим некоторые виды игр, которые помогут в развитии речи малыша и не только речи!

Пальчиковые театры развивают сенсомоторику. На руке малыша с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Кроме того, во время игры вы можете познакомить ребенка со сказкой, героя ми которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом вы сможете эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь — басом и т. п.)

В раннем возрасте, когда малыш еще не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки – развитие артикуляционного аппарата ("ква-ква", "пи-пи") или изображать мимикой и жестами ("медведь ходит, переваливаясь", "зайка прыгает" и т.п.).

2-3 летние дети очень любят игру "доскажи словечко". Рассказывая сказку, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность "вставить" словечко. Поиграйте в игру "найди ошибку", сознательно допустив неточность в рассказе (поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена и т. п. ) Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша.

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться — чем "умнее" руки, тем умнее и малыш.

Пока ребенок маленький, шнуровка станет отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Народные средства разжижения мокроты детей

Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.

Стучалки и пирамидки

Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития сенсорных способностей. Игры-стучалки и игры-проталкиватели станут прекрасными пособиями для первого знакомства с основными цветами, помогут развить и улучшить координацию движений.

Благодаря игре с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.

Кубики «сложи рисунок» — любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развиваются еще и наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика.

Если на кубиках изображены ягоды и фрукты, вы можете познакомить малыша с их названиями, рассказать где они растут и что из них можно приготовить. Тем самым вы добавляете в активный словарь ребенка новые слова и понятия.

Чтение и пение колыбельных.

Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух. Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской. Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка. Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря усилиям.

В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.

Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих.

Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac35.htm

Формирование всех компонентов устной речи ребенка

Столярской Светланы Валерьевны

Доклад сопровождал мультимедийную презентацию

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы вам рассказать о том, из каких компонентов складывается устная речь детей и о возможностях ее формирования в игровой форме.

В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Формирование лексического строя речи (словаря)

Развитие связной речи

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование

Пассивный словарь — это те слова, которые ребенок понимает.

Aктивный словарь — это слова, которые ребенок говорит.

Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.

Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. В своей речи он активно использует антонимы (грустный — весёлый, высоко — низко), синонимы (например, пес, собака, псина), слова – действия, слова – признаки.

Под задачами речевого развития понимают Воспитание звуковой культуры речи, куда входит

Развитие фонематического слуха и восприятия (узнавание неречевых звуков, речевых звуков)

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Коррекция звукопроизношения (отсутствие, пропуски, замены, искаженное произношение звуков)

Развитие плавного речевого выдоха

Формирование лексико-грамматического строя речи, куда входит

Активизация употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов

Обучение пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий

Обучение словоизменению и словообразованию

Развитие связной речи, куда входит

Развитие диалогической речи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Недорогое средство поноса детей

Развитие монологической речи

Кроме того, существуют выразительные средства речи, такие, как темп и ритм речи, высота и сила голоса и интонационная выразительность

Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении.

В логопедической практике используют следующие виды связной речи:

способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения. Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: что ты знае6шь о предмете? Что предмет расскажет о себе?

Образец загадок-описаний дает взрослый используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой? Угадай моё название?

развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.

Работа над серией последовательных картинок включает приемы:

Определение последовательности событий;

Ответы на вопросы по каждой картинке;

Образец рассказа или сказки данный взрослым;

Рассказы детей с опорой на картинки;

Рассказ без зрительного подкрепления;

Пантомима (обыгрывание действий персонажа без слов).

Рассказ по сюжетной картинке;

содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.

Чтение стихов наизусть

Для успешного формирования устной речи детей необходимо создать благоприятные условия:

вызвать интерес у детей и избегать быстрого утомления. Игра, рисование. Художественное слово и другие средства побуждают познавательную активность ребенка.

Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка.

Взрослый, находящийся рядом с ребенком, предлагает игру, способствующую освоению языка, знаний об окружающем мире.

Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи.

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.

Желтая — репа, краска, сумка.

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Покажите ребенку предмет, затем объясните, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково или назвать такой же маленький предмет.

Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/stoljarskaja-svetlana/formirovanie-vseh-komponentov-ustnoi-rechi.html

Формирование всех компонентов устной речи ребенка

Столярской Светланы Валерьевны

Доклад сопровождал мультимедийную презентацию

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы вам рассказать о том, из каких компонентов складывается устная речь детей и о возможностях ее формирования в игровой форме.

В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Формирование лексического строя речи (словаря)

Развитие связной речи

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование

Пассивный словарь — это те слова, которые ребенок понимает.

Aктивный словарь — это слова, которые ребенок говорит.

Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.

Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. В своей речи он активно использует антонимы (грустный — весёлый, высоко — низко), синонимы (например, пес, собака, псина), слова – действия, слова – признаки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Запор у ребенка 2 лет народными средствами

Под задачами речевого развития понимают Воспитание звуковой культуры речи, куда входит

Развитие фонематического слуха и восприятия (узнавание неречевых звуков, речевых звуков)

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Коррекция звукопроизношения (отсутствие, пропуски, замены, искаженное произношение звуков)

Развитие плавного речевого выдоха

Формирование лексико-грамматического строя речи, куда входит

Активизация употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов

Обучение пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий

Обучение словоизменению и словообразованию

Развитие связной речи, куда входит

Развитие диалогической речи

Развитие монологической речи

Кроме того, существуют выразительные средства речи, такие, как темп и ритм речи, высота и сила голоса и интонационная выразительность

Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении.

В логопедической практике используют следующие виды связной речи:

способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения. Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: что ты знае6шь о предмете? Что предмет расскажет о себе?

Образец загадок-описаний дает взрослый используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой? Угадай моё название?

развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.

Работа над серией последовательных картинок включает приемы:

Определение последовательности событий;

Ответы на вопросы по каждой картинке;

Образец рассказа или сказки данный взрослым;

Рассказы детей с опорой на картинки;

Рассказ без зрительного подкрепления;

Пантомима (обыгрывание действий персонажа без слов).

Рассказ по сюжетной картинке;

содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.

Чтение стихов наизусть

Для успешного формирования устной речи детей необходимо создать благоприятные условия:

вызвать интерес у детей и избегать быстрого утомления. Игра, рисование. Художественное слово и другие средства побуждают познавательную активность ребенка.

Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка.

Взрослый, находящийся рядом с ребенком, предлагает игру, способствующую освоению языка, знаний об окружающем мире.

Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи.

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.

Желтая — репа, краска, сумка.

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Покажите ребенку предмет, затем объясните, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково или назвать такой же маленький предмет.

Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/stoljarskaja-svetlana/formirovanie-vseh-komponentov-ustnoi-rechi.html

Ссылка на основную публикацию