Технические средства обучения детей с овз

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.

274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВА).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Долгова Н.В., учитель – логопед

Киприянова И.Н., учитель – логопед

МКОУ СОШ № 4 г. Мирного Архангельской области

Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Причины возникновения различных дефектов могут быть различны: дефекты конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматические заболевания, органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Отягчающими факторами могут служить неблагоприятные социокультурные условия. [3;с.53]

У детей с ОВЗ отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии,а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

Для детей с нормальным развитием, впервые ступивших на порог массовой школы, новый вид деятельности является, по сути, стрессом, однако наличие познавательного интереса сглаживает воздействие этой стрессовой ситуации. Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ, для которых проблемы восприятия, внимания, мышления, а также незрелость эмоционально – волевой сферы приводит зачастую к отсутствию или снижению познавательной активности, что делает процесс обучения чрезвычайно затруднительным. Этот дефект может мешать дальнейшему полноценному развитию, стать помехой не только в учебе, но и в общении со сверстниками. Познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с ОВЗ могут стать технические средства обучения. К ТСО относятся

программное обеспечение и пр.

Почему же именно компьютерные технологии легко и быстро могут помочь в преодолении такого сложного дефекта, для коррекции которого даже опытным специалистам требуется много времени?

Для школьников с ОВЗ компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционных классах уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ОВЗ -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет развивать зрительно-моторную координацию, моделировать различные ситуации и среду, развивать познавательный интерес, воспитывает самостоятельность, самоконтроль, усидчивость, усиливает мотивацию ребенка, активизирует их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока и занятия. Использование ТС на уроках или занятиях позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Данные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника.

Достоинства использования ИКТ

постоянное взаимодействие с детьми;

увеличение восприятия материала ;

одновременное использование разных видов информации;

показ динамических процессов у детей;

моделирование жизненных ситуаций;

побуждение к поисковой и познавательной деятельности;

высокая динамика самого занятия.

Однако, при подготовке к занятиям с использованием ИКТ надо учитывать санитарно-эпидемиологические правила, по которым непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой, не должна превышать — 15 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной.[5]

Перенасыщение анимацией, слайдами, перегруженность рисунками, недостаточная квалификация педагогов, оснащенность школьных учреждений. Высокая цена на мультимедийное оборудование. Недостаток помещений. Невозможность использования ИКТ на каждом занятии.

На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью нами была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, и практические мультимедийные презентации. Например: серия развивающих игр «Игры тигры»,« Аделин».Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

На логопедических занятиях мы активно использую презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает успешно решать следующие задачи:

1. Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.

2. Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  У ребенка плохо расчесываются волосы народные средства

3. Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

Краткое описание документа:

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий в успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества…..

дефекты конституции ребенка;

неблагоприятные условия воспитания, рано возникшие и длительно действующие;

min мозговая дисфункция.

У детей с ОВЗ отмечается:

-синдром дефицита внимания и гиперактивности;

-импульсивность, чувство тревоги, агрессии;

— замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

Как компьютер легко и быстро может помочь в преодолении таких сложных дефектов ?

ТС в работе учителя- логопеда.

Достоинства использования ИКТ

  • 2547
  • 16.01.2015

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/ispolzovanie_tehnicheskih_sredstv_v_obuchenii_detey_s_ovz_na_korrekcionno-razvivayuschih-308293.htm

Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.

274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВА).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Долгова Н.В., учитель – логопед

Киприянова И.Н., учитель – логопед

МКОУ СОШ № 4 г. Мирного Архангельской области

Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Причины возникновения различных дефектов могут быть различны: дефекты конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматические заболевания, органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Отягчающими факторами могут служить неблагоприятные социокультурные условия. [3;с.53]

У детей с ОВЗ отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии,а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

Для детей с нормальным развитием, впервые ступивших на порог массовой школы, новый вид деятельности является, по сути, стрессом, однако наличие познавательного интереса сглаживает воздействие этой стрессовой ситуации. Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ, для которых проблемы восприятия, внимания, мышления, а также незрелость эмоционально – волевой сферы приводит зачастую к отсутствию или снижению познавательной активности, что делает процесс обучения чрезвычайно затруднительным. Этот дефект может мешать дальнейшему полноценному развитию, стать помехой не только в учебе, но и в общении со сверстниками. Познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с ОВЗ могут стать технические средства обучения. К ТСО относятся

программное обеспечение и пр.

Почему же именно компьютерные технологии легко и быстро могут помочь в преодолении такого сложного дефекта, для коррекции которого даже опытным специалистам требуется много времени?

Для школьников с ОВЗ компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционных классах уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ОВЗ -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет развивать зрительно-моторную координацию, моделировать различные ситуации и среду, развивать познавательный интерес, воспитывает самостоятельность, самоконтроль, усидчивость, усиливает мотивацию ребенка, активизирует их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока и занятия. Использование ТС на уроках или занятиях позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Данные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника.

Достоинства использования ИКТ

постоянное взаимодействие с детьми;

увеличение восприятия материала ;

одновременное использование разных видов информации;

показ динамических процессов у детей;

моделирование жизненных ситуаций;

побуждение к поисковой и познавательной деятельности;

высокая динамика самого занятия.

Однако, при подготовке к занятиям с использованием ИКТ надо учитывать санитарно-эпидемиологические правила, по которым непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой, не должна превышать — 15 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной.[5]

Перенасыщение анимацией, слайдами, перегруженность рисунками, недостаточная квалификация педагогов, оснащенность школьных учреждений. Высокая цена на мультимедийное оборудование. Недостаток помещений. Невозможность использования ИКТ на каждом занятии.

На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью нами была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, и практические мультимедийные презентации. Например: серия развивающих игр «Игры тигры»,« Аделин».Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Договор фрахтования транспортного средства для перевозки детей

На логопедических занятиях мы активно использую презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает успешно решать следующие задачи:

1. Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.

2. Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики

3. Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

Краткое описание документа:

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий в успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества…..

дефекты конституции ребенка;

неблагоприятные условия воспитания, рано возникшие и длительно действующие;

min мозговая дисфункция.

У детей с ОВЗ отмечается:

-синдром дефицита внимания и гиперактивности;

-импульсивность, чувство тревоги, агрессии;

— замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

Как компьютер легко и быстро может помочь в преодолении таких сложных дефектов ?

ТС в работе учителя- логопеда.

Достоинства использования ИКТ

  • 2548
  • 16.01.2015

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/ispolzovanie_tehnicheskih_sredstv_v_obuchenii_detey_s_ovz_na_korrekcionno-razvivayuschih-308293.htm

4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В связи с этим в школе выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития (приводятся данные о повышении квалификации специалистов образовательного учреждения в данном направлении, планирование этой работы).

2. Сведения об обеспечении учебно-методической литературой, используемой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов (указываются учебные пособия, используемые при коррекционной работе).

3. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (указываются конкретные условия, существующие в общеобразовательном учреждении):

— оборудование помещений (например, логопедический кабинет) и их оснащение;

— технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, услуги ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь при (?) проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

— специальные приспособления для обучения детей-инвалидов (см. приложение 2).

5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Внутренний механизм взаимодействия:

Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины (приводится перечень организаций, с которыми взаимодействует школа)

6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

— динамикаиндивидуальных достиженийучащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);

Психолого-педагогическая карта учащегося

Фамилия, имя: __________________________________

Дата рождения: __________________

Школа: № _________ класс: _________ тип класса:___________________

Психолого-педагогические особенности развития личности учащегося

на начальном этапе обучения

Уровень готовности к школьному обучению

Особенности протекания процесса адаптации к школе

Динамика уровня интеллектуального развития

Способности учащегося по основным предметам

Уровень актуального развития

Зона ближайшего развития

Сфера нарушений школьной адаптации

Сложности в обучении, воспитании

Трудности в освоении норм поведения

Сложности в развитии учебно-интеллектуальных УН

Особенности социальных контактов

Биологические факторы: _______________________________________________________________

Дополнительные сведения (участие в конференциях, олимпиадах; грамоты, награды/занятость в системе дополнительного образования):

Рекомендации по сопровождающей работе:

Классный руководитель: ______________________________________________________________________

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10–12 о ), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота не менее 5 см) и поручни (высота 50–90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Понизить температуру ребенка народными средствами

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80–85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м х 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

1Указываются специалисты, работающие в школе, а также те, с кем сотрудничает образовательное учреждение

2Указываются формы и содержание коррекционной работы, используемое в данном образовательном учреждении

3Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/5596314/page:5/

Ссылка на основную публикацию