Воспитание детей средствами художественной литературы

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дата публикации: 02.09.2017

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Космачева М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 91-93. — URL https://moluch.ru/archive/169/45516/ (дата обращения: 22.12.2017).

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русские методисты В. Виноградов и А. Балталон писали, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели. Нравственно-воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему».

Художественное слово является действенным средством воспитания моральных качеств личности. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости.

Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах.

В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость — ответственная задача родителей. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.

Немаловажное значение имеет отбор книг для чтения: идейная направленность книги (например, моральный облик героя); высокий художественный уровень, литературная ценность (критерием художественности является единство содержания произведения и его формы); доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываю особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность сюжета, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.

Например, рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране.

Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как: Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-варюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».

В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?»

Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».

Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда — рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды»; Л. Толстого «Косточка».

Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка- пограничник», Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.

Источник: http://moluch.ru/archive/169/45516/

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста

Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем: воспитания начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общения, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине. Особенно важной задачей является воспитания у детей трудолюбия, проявляющегося, в устойчивом желании и умении трудится.

В работе по нравственному воспитанию используется ряд методов, которые направлены на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, сюжетно – ролевые игры, разбор проблемных ситуаций и интегрированные занятия.

Можно использовать также другие методы: вопросы к детям, побуждающие к ответу («Что бы ты сделал, как поступил, если бы… мальчик упал и расшиб ногу?»; «Что бы ты показала знакомой девочке, если бы она приехала в твой родной город в гости, куда бы ее повела?»); рассматривание картинок, на которых изображены различные ситуации и т. п. Методы этой группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей.

В связи с усвоением во время бесед, чтения книг приобретаются первые понятия о моральных качествах (например, правдивость, справедливость, скромность, взаимопомощь, трудолюбие). Таким образом, рекомендуется подбирать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, литературу, где дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные чувства.

Знания дошкольников о нравственных нормах, собственные жизненные наблюдения часто бывают неполными, разрозненными. Поэтому я составила свою систему работы по формированию нравственных качеств с помощью художественной литературы. В своей работе я использую разные формы работы: рассказ воспитателя из личного опыта, различные этические беседы, чтение художественной литературы, драматизация, обсуждение сказочных литературных героев, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации,

словесные, настольно – печатные, дидактические игры и упражнения.

Подбирая литературу, я учитываю тот факт, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, я обращаюсь к классической русской, к отечественной, зарубежной литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина; из переводных авторов – Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г. -Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Я считаю, что нравственное воспитание будет осуществляться особенно успешно, если дети смогут осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то я помогаю им выделить главное качество персонажа и обосновать свою оценку.

Например, для вечернего чтения: С. Михалков «Как друзья познаются», Л. Толстой «Лев и собачка», Е. Пермяк «Надежный человек», В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Ушинский «Сила – не право», А. Гайдар «Чук и Гек» и др. данные произведения использую для того, чтобы продолжить разговор с детьми о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде.

Для воспитания у детей гуманного отношения к животным дополнительно использую такие произведения как: Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», А. Куприн «Белый пудель», М. Горький «Воробьишко», рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина.

Б. Житков «Почта», С. Сахарнов «Два радиста», С. Баруздин «Морской кортик», Т. Горская «Колин папа», Э. Цюрупа «Олешек», И. Туричин «Человек заболел» — эти произведения используются для воспитания у детей гражданских чувств, смелости, гордости за героические дела, совершаемые детьми.

Формируя у детей представления о правдивости, доброте, справедливости я предлагаю детям прослушать такие рассказы как Л. Толстого «Косточка»; Н. Носова «Фантазеры» и др.

С первой встречи ребенка с книгой я воспитываю уважительное отношение к ней. Объясняю детям, что книга – одна из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Благодаря ним мы узнаем о жизни разных народов. Книги рассказывают нам о природе и о животных, о том, что было давно, когда нас небело на свете. Книги нас учат, забавляют, радуют.

В нашей группе, мы используем такие правила:

— прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли руки;

— книгу читают и рассматривают за столом;

— бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивая палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится; поведение детей побуждает меня использовать шутливый тон. Серьезность, строгость, категоричность, замечания, я использую тогда, когда ребенок плохо поступил.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки может осуществиться на занятии непосредственно перед чтением (рассказыванием) или же накануне. Я использую самые разные приемы:

— в книжный уголок помещаю новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить, что это за книга (сказка, рассказ, стихотворение, о чем она. В начале занятия расспрашиваю воспитанников об их предположениях, хвалю за наблюдательность; называю произведение;

— показываю предметы, о которых упоминается в сказке и, которые дети не знают, называю, объясняю назначение;

— предлагаю, ориентируясь на название сказки, угадать, как начинается и чем заканчивается. Слушая произведение, дети сверяют предложенные ими варианты с оригиналом.

После чтения (рассказывания) важна беседа по содержанию произведения. Для лучшего усвоения содержания сказки и запоминания детьми текста использую следующие приемы:

— рассматривание иллюстраций к произведению;

— демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои сказки, различные эпизоды;

— словесные зарисовки. Предлагаю детям вообразить себя художниками – иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке. Заслушивая высказывания, задаю уточняющие вопросы;

— чтение отрывков из текста по заявкам детей.

В группе я провожу с детьми этические беседы, помогающие им освоить нормы и правила нравственного поведения. Это помогает мне убедить детей в необходимости выполнения таких норм, научить выделять нравственную сторону, осмыслить собственный образ Я.

Задачи этической беседы заключаются в следующем:

— формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;

— развитие способности оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников, литературных героев и др. ;

— развитие умения использовать правила нравственного поведения.

Материалом для бесед могут служить конкретные факты из жизни детей и взрослых, образы художественной литературы. В ходе бесед дети получают знания не только о нравственных нормах и соответствующих им поступках, но и о внутреннем мире человека, его переживаниях и мотивах поведения. Яркие художественные образы эмоционально воздействуют на ребенка, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Использование юмористических произведений в повседневной жизни создает определенный эмоциональный настрой в группе, вызывает у детей добрые чувства, желание уступить друг другу.

Беседы о сказках «Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсена, рассказе «Серая Звездочка» Б. Заходера и т. п. помогают формированию у детей чувства доброжелательности по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

Все это помогает дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый», «аккуратный», «заботливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников. Таким образом, дети в дальнейшем усвоят те нравственные ценности, которые поощряются обществом. На этой основе у них сформируются зачатки общественного мнения.

1. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника: М.: 2003.

3. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М.: 2000.

4. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/ Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – М.: 2002.

5. Шорыгина Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: 2003.

6. Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: 1989.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: 1989.

Прикреплённые файлы:

Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников Петрарка Ф. писал: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,.

Художественная литература как средство воспитания чувства юмора В последние годы значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста. Это отчетливо проявляется в новых программах.

Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство.

Консультация «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: — долгосрочный Форма.

Педагогические условия освоения дошкольниками этических норм Педагогические условия освоения дошкольниками этических норм. В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого.

Проект «Ознакомление с родным городом — средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Название проекта: «Ознакомление с родным городом — средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Актуальность.

Родительское собрание «Художественная литература, как средство обогащения эмоциональной культуры детей» Дошкольное детство – важный этап в становлении личности дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestvenaja-literatura-kak-sredstvo-vospitanija-yeticheskih-norm-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-prezentacija.html

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста

Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем: воспитания начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общения, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине. Особенно важной задачей является воспитания у детей трудолюбия, проявляющегося, в устойчивом желании и умении трудится.

В работе по нравственному воспитанию используется ряд методов, которые направлены на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, сюжетно – ролевые игры, разбор проблемных ситуаций и интегрированные занятия.

Можно использовать также другие методы: вопросы к детям, побуждающие к ответу («Что бы ты сделал, как поступил, если бы… мальчик упал и расшиб ногу?»; «Что бы ты показала знакомой девочке, если бы она приехала в твой родной город в гости, куда бы ее повела?»); рассматривание картинок, на которых изображены различные ситуации и т. п. Методы этой группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей.

В связи с усвоением во время бесед, чтения книг приобретаются первые понятия о моральных качествах (например, правдивость, справедливость, скромность, взаимопомощь, трудолюбие). Таким образом, рекомендуется подбирать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, литературу, где дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные чувства.

Знания дошкольников о нравственных нормах, собственные жизненные наблюдения часто бывают неполными, разрозненными. Поэтому я составила свою систему работы по формированию нравственных качеств с помощью художественной литературы. В своей работе я использую разные формы работы: рассказ воспитателя из личного опыта, различные этические беседы, чтение художественной литературы, драматизация, обсуждение сказочных литературных героев, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации,

словесные, настольно – печатные, дидактические игры и упражнения.

Подбирая литературу, я учитываю тот факт, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, я обращаюсь к классической русской, к отечественной, зарубежной литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина; из переводных авторов – Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г. -Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Я считаю, что нравственное воспитание будет осуществляться особенно успешно, если дети смогут осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то я помогаю им выделить главное качество персонажа и обосновать свою оценку.

Например, для вечернего чтения: С. Михалков «Как друзья познаются», Л. Толстой «Лев и собачка», Е. Пермяк «Надежный человек», В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Ушинский «Сила – не право», А. Гайдар «Чук и Гек» и др. данные произведения использую для того, чтобы продолжить разговор с детьми о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде.

Для воспитания у детей гуманного отношения к животным дополнительно использую такие произведения как: Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», А. Куприн «Белый пудель», М. Горький «Воробьишко», рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина.

Б. Житков «Почта», С. Сахарнов «Два радиста», С. Баруздин «Морской кортик», Т. Горская «Колин папа», Э. Цюрупа «Олешек», И. Туричин «Человек заболел» — эти произведения используются для воспитания у детей гражданских чувств, смелости, гордости за героические дела, совершаемые детьми.

Формируя у детей представления о правдивости, доброте, справедливости я предлагаю детям прослушать такие рассказы как Л. Толстого «Косточка»; Н. Носова «Фантазеры» и др.

С первой встречи ребенка с книгой я воспитываю уважительное отношение к ней. Объясняю детям, что книга – одна из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Благодаря ним мы узнаем о жизни разных народов. Книги рассказывают нам о природе и о животных, о том, что было давно, когда нас небело на свете. Книги нас учат, забавляют, радуют.

В нашей группе, мы используем такие правила:

— прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли руки;

— книгу читают и рассматривают за столом;

— бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивая палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится; поведение детей побуждает меня использовать шутливый тон. Серьезность, строгость, категоричность, замечания, я использую тогда, когда ребенок плохо поступил.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки может осуществиться на занятии непосредственно перед чтением (рассказыванием) или же накануне. Я использую самые разные приемы:

— в книжный уголок помещаю новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить, что это за книга (сказка, рассказ, стихотворение, о чем она. В начале занятия расспрашиваю воспитанников об их предположениях, хвалю за наблюдательность; называю произведение;

— показываю предметы, о которых упоминается в сказке и, которые дети не знают, называю, объясняю назначение;

— предлагаю, ориентируясь на название сказки, угадать, как начинается и чем заканчивается. Слушая произведение, дети сверяют предложенные ими варианты с оригиналом.

После чтения (рассказывания) важна беседа по содержанию произведения. Для лучшего усвоения содержания сказки и запоминания детьми текста использую следующие приемы:

— рассматривание иллюстраций к произведению;

— демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои сказки, различные эпизоды;

— словесные зарисовки. Предлагаю детям вообразить себя художниками – иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке. Заслушивая высказывания, задаю уточняющие вопросы;

— чтение отрывков из текста по заявкам детей.

В группе я провожу с детьми этические беседы, помогающие им освоить нормы и правила нравственного поведения. Это помогает мне убедить детей в необходимости выполнения таких норм, научить выделять нравственную сторону, осмыслить собственный образ Я.

Задачи этической беседы заключаются в следующем:

— формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;

— развитие способности оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников, литературных героев и др. ;

— развитие умения использовать правила нравственного поведения.

Материалом для бесед могут служить конкретные факты из жизни детей и взрослых, образы художественной литературы. В ходе бесед дети получают знания не только о нравственных нормах и соответствующих им поступках, но и о внутреннем мире человека, его переживаниях и мотивах поведения. Яркие художественные образы эмоционально воздействуют на ребенка, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Использование юмористических произведений в повседневной жизни создает определенный эмоциональный настрой в группе, вызывает у детей добрые чувства, желание уступить друг другу.

Беседы о сказках «Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсена, рассказе «Серая Звездочка» Б. Заходера и т. п. помогают формированию у детей чувства доброжелательности по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

Все это помогает дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый», «аккуратный», «заботливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников. Таким образом, дети в дальнейшем усвоят те нравственные ценности, которые поощряются обществом. На этой основе у них сформируются зачатки общественного мнения.

1. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника: М.: 2003.

3. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М.: 2000.

4. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/ Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – М.: 2002.

5. Шорыгина Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: 2003.

6. Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: 1989.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: 1989.

Прикреплённые файлы:

Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников Петрарка Ф. писал: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,.

Художественная литература как средство воспитания чувства юмора В последние годы значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста. Это отчетливо проявляется в новых программах.

Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство.

Консультация «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: — долгосрочный Форма.

Педагогические условия освоения дошкольниками этических норм Педагогические условия освоения дошкольниками этических норм. В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого.

Проект «Ознакомление с родным городом — средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Название проекта: «Ознакомление с родным городом — средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Актуальность.

Родительское собрание «Художественная литература, как средство обогащения эмоциональной культуры детей» Дошкольное детство – важный этап в становлении личности дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestvenaja-literatura-kak-sredstvo-vospitanija-yeticheskih-norm-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-prezentacija.html

Ссылка на основную публикацию