Знания как средства развития ребенка конспект материалов

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Консультация «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей»

Консультация «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей»

Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. Выделяют два вида конструирования — техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала)

Первый вид – техническое конструирование. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Второй вид – художественное конструирование. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. Конструктивная деятельность способствует развитию познавательных способностей, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого хочу перечислить еще ряд положительных факторов: развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать.

Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки- поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Практика показала, что игровые занятия способствует развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием.

Хочу предложить более подробно рассмотреть взаимосвязь конструирования и развития познавательных способностей. Прежде чем начать изготавливать постройку или поделку, мы с ребятами рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с тканями различными, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходу закрепляя названия деревьев, кустарников. Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс. Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно. Особое место в конструирование занимает техника «Оригами». При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых.

Так же в процессе конструирования развивается:

• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;

• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).

Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности.

Творческие способности – это в первую очередь способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора

Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников.

В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

• упорство при достижении цели,

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

• работать дружно, не мешая друг другу. Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных кубиков, при этом сами не осознавая, начинают развивать сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.

Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.

Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен, для каждого возраста различные строительные наборы, магнитный конструктор, деревянные, пластмассовые или крупногабаритные мягкие модули для детей младшего возраста.

. Очень важная роль в процессе конструирования отводится взрослому, для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке — как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании — как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором — как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом — из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал.

Игровые занятия художественно-конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-конструктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему — проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности.

Практика работы показывает, что в большей степени развивают у дошкольников речь и творческие способности такие формы организации обучения конструированию (по Л. А. Парамоновой, как:

конструирование по образцу – обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа,

конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,

конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,

конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.

Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка» Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка. Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой.

Доклад «Конструирование из строительного материала и крупногабаритных модулей» (Слайд 1) «Конструирование из строительного материала и крупногабаритных модулей» (Слайд 2) КОНСТРУИРОВАНИЕ Название конструктивной.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitija-poznavatelnyhsposobnostei-detei.html

Материал по теме:

«Развитие речи детей как средства познания окружающего»

Тема самообразования по развитию речи во второй младшей группе.

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида №1490

«Развитие речи детей как средства познания окружающего»

( вторая младшая группа)

II квалификационной категории

В младших группах приоритетным направлением в развитии речи является обогащение, активизация словаря и формирование произносительной стороны речи.

Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта.

Задачи познавательного развития детей младшего возраста:

-поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,

-накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,

-уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.

Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество

Формы работы с детьми для развития познавательной активности и речи детей младшего возраста:

-специально организованные игры-занятия

-чтение и рассказывание детям

-рассматривание картинок, иллюстраций

-игры с детьми старшего возраста

-проблемные ситуации (с использованием игрушек)

-ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.

Большую роль имеет организация речевой среды в группе.

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты :

1.Собственная речь воспитателя :

-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми

-специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

2.Тексты художественной литературы

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

3.Постоянный разговор с ребенком

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и т.д. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.

Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности мы стараемся предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение.

Пример: воспитатель вяжет для куклы шапочку. Несколько детей заинтересовались действиями воспитателя, подходят, спрашивают:

-Я вяжу. Вяжу для нашей куклы шапочку. Вяжу на спицах из ниток. Спицы длинные, острые, потрогайте. Какого цвета нитки у меня в корзинке?

-Красные, синие, …(рассматривают, трогают нитки)

-Нитки мягкие, пушистые, шерстяные. Теплая, нарядная получится шапочка, кукле Кате будет тепло гулять. Из красных ниток какого цвета шапочка получится? Как вы думаете, понравится Кате такая шапочка? Что скажет нам Катя?

-Моя мама тоже вязала шапочку и рукавички.

-А моя бабушка вязала из ниток шарфик.

-Теплый шарфик связала бабушка? Какого цвета твой шарфик? И т.д.

Такие ситуации можно создать во время умывания, одевания на прогулку, во время укладывания детей на сон.

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Речевая политика воспитателя.

Речь воспитателя должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Воспитатель всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает детей в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.

С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации. Педагог ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.

— Навещаем любимую березку, обязательно здороваемся с ней, называем ласково, поглаживаем ствол :

-Здравствуй, березонька-красавица! К тебе пришли наши ребятки: и Сема, и Элина, и Сонечка, и Катюша…(называем всех детей по именам). Посмотрите, как березка машет нам веточками – это она здоровается с нами, приглашает в гости. Покажите, как березка здоровается. Весна пришла, наша березка одевается в листочки. Какие листочки у березки? (маленькие, зеленые, душистые) А еще березка нарядилась в сережки. Как красиво они свисают с веточек!

-Посмотрите, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевайте капюшоны. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажите, как много листиков. И т. д.

Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т.д.).

Огромные значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования.

Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к разным сферам:

— Рукотворной ( созданной руками человека)

— миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т.д.)

— миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т.д.).

Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:

Знакомство со свойствами воды

-Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой

-Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую.

-Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.

-Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.

-Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.

-Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).

Проблемные ситуации с использованием игрушек. При их решении решаются задачи:

-Развитие познавательных интересов детей, обогащение знаний детей о свойствах, качествах и функциональном назначении предметов

— развитие умения устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире

-расширение и обогащение словаря, активизация навыков общения

-формирование бережного отношения к рукотворному миру

-формирование у малыша представлений о себе (добрый, внимательный, аккуратный, заботливый, многое умеет делать и т.д.).

В течение дня периодически появляется возможность специально создавать подобные ситуации.

Во время знакомства с новыми игрушками и предметами:

  • В группу пришла новая кукла. Где ей жить?
  • Приехала новая машина. Что она будет перевозить? И т.д.

При подготовке к детским праздникам:

— Кукла не хочет быть на празднике лохматой. Что делать?

  • Мишки и зайчики просят их нарядить. Как?
  • В гости пришла елочка. Что с ней делать?

При смене времен года:

  • Кукла хочет пойти с детьми на прогулку, но там ей будет холодно (жарко). Что делать?
  • Мячик не хочет прыгать по лужам. Где ему переждать непогоду?
  • Санки не знают, для чего они нужны. А кто знает? И т.д.

«Кукла Катя проснулась»

Цель: Закрепить знания детей о названии одежды куклы; активировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле.

«Кукла Катя обедает»

Цель: Закрепить знания детей о столовой посуде, активировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание , наблюдательность, речь.

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Цель: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов, активизировать речь детей.

«Назови предмет по описанию»

Цель: Развивать умение детей отгадывать предмет по описанию признаков; учить детей описывать предмет не называя его.

В .В. Гербова Занятия по развитию речи

О. В. Дыбина Ребенок и окружающий мир для занятий с детьми 2-7 лет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё.

Для развития мышления и речи глухих детей важно научить их читать. В статье говорится о приёмах обучения чтению.

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель — это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа — это возможность постоянно находиться .

Семинар — практикум для воспитателей «Речь воспитателя, как средство развития речи детей».

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/09/22/razvitie-rechi-detey-kak-sredstva-poznaniya-okruzhayushchego

Материал по теме:

«Развитие речи детей как средства познания окружающего»

Тема самообразования по развитию речи во второй младшей группе.

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида №1490

«Развитие речи детей как средства познания окружающего»

( вторая младшая группа)

II квалификационной категории

В младших группах приоритетным направлением в развитии речи является обогащение, активизация словаря и формирование произносительной стороны речи.

Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта.

Задачи познавательного развития детей младшего возраста:

-поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,

-накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,

-уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.

Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество

Формы работы с детьми для развития познавательной активности и речи детей младшего возраста:

-специально организованные игры-занятия

-чтение и рассказывание детям

-рассматривание картинок, иллюстраций

-игры с детьми старшего возраста

-проблемные ситуации (с использованием игрушек)

-ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.

Большую роль имеет организация речевой среды в группе.

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты :

1.Собственная речь воспитателя :

-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми

-специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

2.Тексты художественной литературы

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

3.Постоянный разговор с ребенком

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и т.д. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.

Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности мы стараемся предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение.

Пример: воспитатель вяжет для куклы шапочку. Несколько детей заинтересовались действиями воспитателя, подходят, спрашивают:

-Я вяжу. Вяжу для нашей куклы шапочку. Вяжу на спицах из ниток. Спицы длинные, острые, потрогайте. Какого цвета нитки у меня в корзинке?

-Красные, синие, …(рассматривают, трогают нитки)

-Нитки мягкие, пушистые, шерстяные. Теплая, нарядная получится шапочка, кукле Кате будет тепло гулять. Из красных ниток какого цвета шапочка получится? Как вы думаете, понравится Кате такая шапочка? Что скажет нам Катя?

-Моя мама тоже вязала шапочку и рукавички.

-А моя бабушка вязала из ниток шарфик.

-Теплый шарфик связала бабушка? Какого цвета твой шарфик? И т.д.

Такие ситуации можно создать во время умывания, одевания на прогулку, во время укладывания детей на сон.

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Речевая политика воспитателя.

Речь воспитателя должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Воспитатель всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает детей в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.

С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации. Педагог ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.

— Навещаем любимую березку, обязательно здороваемся с ней, называем ласково, поглаживаем ствол :

-Здравствуй, березонька-красавица! К тебе пришли наши ребятки: и Сема, и Элина, и Сонечка, и Катюша…(называем всех детей по именам). Посмотрите, как березка машет нам веточками – это она здоровается с нами, приглашает в гости. Покажите, как березка здоровается. Весна пришла, наша березка одевается в листочки. Какие листочки у березки? (маленькие, зеленые, душистые) А еще березка нарядилась в сережки. Как красиво они свисают с веточек!

-Посмотрите, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевайте капюшоны. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажите, как много листиков. И т. д.

Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т.д.).

Огромные значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования.

Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к разным сферам:

— Рукотворной ( созданной руками человека)

— миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т.д.)

— миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т.д.).

Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:

Знакомство со свойствами воды

-Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой

-Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую.

-Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.

-Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.

-Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.

-Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).

Проблемные ситуации с использованием игрушек. При их решении решаются задачи:

-Развитие познавательных интересов детей, обогащение знаний детей о свойствах, качествах и функциональном назначении предметов

— развитие умения устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире

-расширение и обогащение словаря, активизация навыков общения

-формирование бережного отношения к рукотворному миру

-формирование у малыша представлений о себе (добрый, внимательный, аккуратный, заботливый, многое умеет делать и т.д.).

В течение дня периодически появляется возможность специально создавать подобные ситуации.

Во время знакомства с новыми игрушками и предметами:

  • В группу пришла новая кукла. Где ей жить?
  • Приехала новая машина. Что она будет перевозить? И т.д.

При подготовке к детским праздникам:

— Кукла не хочет быть на празднике лохматой. Что делать?

  • Мишки и зайчики просят их нарядить. Как?
  • В гости пришла елочка. Что с ней делать?

При смене времен года:

  • Кукла хочет пойти с детьми на прогулку, но там ей будет холодно (жарко). Что делать?
  • Мячик не хочет прыгать по лужам. Где ему переждать непогоду?
  • Санки не знают, для чего они нужны. А кто знает? И т.д.

«Кукла Катя проснулась»

Цель: Закрепить знания детей о названии одежды куклы; активировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле.

«Кукла Катя обедает»

Цель: Закрепить знания детей о столовой посуде, активировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание , наблюдательность, речь.

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Цель: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов, активизировать речь детей.

«Назови предмет по описанию»

Цель: Развивать умение детей отгадывать предмет по описанию признаков; учить детей описывать предмет не называя его.

В .В. Гербова Занятия по развитию речи

О. В. Дыбина Ребенок и окружающий мир для занятий с детьми 2-7 лет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё.

Для развития мышления и речи глухих детей важно научить их читать. В статье говорится о приёмах обучения чтению.

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель — это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа — это возможность постоянно находиться .

Семинар — практикум для воспитателей «Речь воспитателя, как средство развития речи детей».

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/09/22/razvitie-rechi-detey-kak-sredstva-poznaniya-okruzhayushchego

Ссылка на основную публикацию